В Год педагога и наставника в Карелии все не так спокойно, как хотелось бы. Особенно в негородском, сельском образовании. С марта приходят новости из районов, что с директорами некоторых сельских школ местная власть говорит достаточно жестко. И удивительно, что дальше события развиваются как под копирку. Местные жители и администрация образовательных организаций активизируются и не молчат, а спустя несколько дней появляются объяснения на уровне Минобразования и спорта Карелии, дескать, в планах закрытия школы не было, речь всего-навсего о капитальном ремонте образовательной организации и обсуждении, где в это время будут обучаться дети.
Согласитесь, разница между ремонтом и закрытием школы огромная! Одно дело – посадить детей в автобусы и возить учиться в соседнюю деревню, совершенно другое – закрыть школу.
О том, к чему приведет закрытие школы в любом населенном пункте, с высоких трибун предпочитают говорить весьма обтекаемо. Но в Карелии любой негородской житель или тот, у кого родственники живут за пределами городов, знает, что закрытие школы равносильно медленному угасанию села, поселка, деревни. Из населенного пункта уходит будущее, а вместе с ним образование, медицина, власть и порядок.
Поэтому такую неподдельную тревогу вызывают новости об угрозе закрытия входящих в Ассоциацию сельских школ Карелии заведений из официальных и неофициальных источников.
Разворот на 180 градусов
На условиях анонимности «Учительской газете» удалось поговорить с директором одной из школ, которому сначала объявили о планах закрытия образовательной организации, а потом о резком развороте на 180 градусов. Закрытия не будет!
– В разговоре с коллективом и родителями пояснили, что школу закроют, это вопрос времени. Всем семьям с учениками выдадут деньги на покупку жилья в районном центре, однако работу родителям в районном центре не обещают. Такие исходные данные были у нас. Потом родители написали письмо в защиту школы, и активное обсуждение новости началось в соцсетях.
– Как события развивались дальше?
– Нас заверили, что школу закрывать не будут.
– Что выгоднее экономически – закрыть школу или сохранить?
– Я не экономист, на этот вопрос ответить сложно. В ближайшей перспективе, наверное, закрыть выгоднее. На зарплату учителей в год требуется около 7-10 миллионов рублей. Еще 2-3 миллиона на содержание здания. В год небольшая школа (10-30 учеников, 10 педагогов, более 10 человек вспомогательного персонала) дорого обходится государству. Для закрытия школы достаточно купить жилье в районном центре, чтобы семьи с детьми переехали, но в перспективе это означает только одно – жители не приедут в поселок, в лучшем случае он станет дачным поселением или местом, где люди преклонного возраста будут доживать.
На данный момент речи о закрытии сельских школ в Республике Карелия не идет. Об этом заявляют первые лица республики, от которых зависит судьба детей.
Лариса ПОДСАДНИК, заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия по социальным вопросам:
– Закончился образовательный процесс в школах республики, и мы можем приступить к активной фазе работ по ремонту зданий школ. Напомню, федеральная программа капитальных ремонтов школ, стартовавшая в Карелии в 2022 году, продолжится до 2026 года. В нее на первом этапе вошли 29 зданий школ республики. Еще на 35 зданий уже готова проектная документация, их рассчитываем начать ремонтировать после завершения отбора Минпросвещения России. На 44 школьных здания сейчас разрабатывается проектная документация. Всего же к 2026 году мы планируем капитально отремонтировать не менее 100 зданий школ республики. Впервые за многие годы Карелия получает такую значительную поддержку на обновление системы образования (более 1 млрд рублей), благодаря которой мы можем и уже начали делать ее современной, комфортной, качественной и безопасной. Важно отметить, что помимо ремонта стен школы обеспечиваются новым оборудованием, предусмотрена программа повышения квалификации педагогов.
В начале этой недели я работала в Калевальском районе и, конечно, зная обеспокоенность жителей деревни Юшкозеро и поселка Кепа по поводу предстоящего ремонта школ, встречалась с учителями и родителями учащихся школ данных населенных пунктов. Основная задача предстоящих ремонтов этих школ – сделать их современными и безопасными для детей. Но надо понимать, что на время проведения ремонта учебный процесс мы будем корректировать. Именно администрации района совместно с руководством школ и родительским советом предстоит найти оптимальное для всех решение. Соответствующее поручение я уже дала.
Роман ГОЛУБЕВ, министр образования и спорта Республики Карелия:
– Мы планируем максимальное количество документации подать в Министерство просвещения и в принципе хотели бы к 2026 году (и планируем это сделать) отремонтировать не менее 100 зданий школ. В первую очередь ремонт начался в зданиях, построенных еще в середине прошлого века. При этом программа капремонта включает не только собственно ремонт зданий, но и повышение безопасности учебного процесса, в том числе установку современных систем видеонаблюдения и доступа в здания.
Обновляется оборудование, а педагоги проходят повышение квалификации, то есть программа комплексная. Конечно, мы рассчитываем на то, что не только повысятся комфорт и безопасность, но и все это положительно скажется на качестве образования.
Большие ремонтные работы – это всегда некоторые неудобства, сложности со второй сменой, с допобразованием детей. Но надо понимать, что капитальный ремонт школы сегодня – огромный комплекс работ… Конечно, за 2-3 месяца летних каникул сделать такой объем работ качественно и в срок практически нереально, поэтому приходилось искать альтернативные форматы. Спасибо родителям за понимание, в целом вопрос был урегулирован.
Статфакт
93 «Точки роста» открыты в Карелии за последние три года! Центры естественно-научной и технологической направленности, а также гуманитарного и цифрового профилей созданы на базе общеобразовательных организаций республики в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
«Точки роста» – это современные центры образования в школах, расположенных в сельской местности и малых городах. В них установлены компьютеры, оборудование для уроков технологии, робототехники, основ безопасности жизнедеятельности, оказания первой помощи, медиазоны. Также оборудованы цифровые лаборатории по химии, биологии, физике.
Педагоги, которые работают в центрах «Точка роста», прошли обучение в Академии Минпросвещения России. В 2023 году в школах республики появится еще 30 центров «Точка роста», а до конца 2024 года планируется охватить все общеобразовательные организации Карелии.
Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия, фото автора
Комментарии