search
main
0

Закрытая школа. Бывшие учителя не дали ей умереть, превратив в музей

Населенный пункт Мандач Республики Коми начинает свою историю с 1934 года как поселок лесозаготовителей. Со всего Советского Союза сюда на лесозаготовки прибывали люди, которые со временем создавали здесь семьи, а маленький северный поселок становился родиной для рожденного здесь нового поколения. В полную силу работал в те годы детский сад. В конце 30-х годов здесь открылась и начальная школа, в 1976 году построена восьмилетняя, которая в 1992 году была реорганизована в Мандачскую среднюю общеобразовательную школу. С закрытием Сыктывкарского леспромхоза началось и постепенное угасание жизни в поселке: в поисках работы его покинула молодежь, а со временем закрылись детский сад и школа. Но на стражу истории своей умирающей родины встали учителя…

«Мимо школы проходим, словно близких хороним» Так напишет в своем стихотворении «Ностальгия по школе» учитель начальных классов Валентина Турленкова. Но вот что удивительно: когда я побывала в ныне не действующей школе поселка Мандач, у меня не возникло ощущения, что здание необитаемо – все стекла на окнах целы, а на двери охрану несет массивный замок. Новенькая вывеска гласила, что это здание Мандачской общеобразовательной школы.  Как оказалось, каждый день сюда приходят учителя, чтобы убедиться, что никто не потревожил сон милого сердцу дома. Неизменным вот уже на протяжении трех лет все остается и внутри здания – так, словно школьную страну только-только покинули ее неугомонные жители. Вот кто-то в спешке забыл кеды, они так и остались лежать в раздевалке, а на подоконнике – недочитанная книга Юрия Бондарева «Горячий снег». Иллюстрацией к «золотым правилам ученика» стал стенд «Зеркало успехов», составленный по материалам общешкольного конкурса «Ученик года». Как же ребята Мандача боролись за это высокое звание! Ведь нужно было завоевать высшие баллы в таких критериях, как «Я – организатор», «Активный читатель», «Вершины спорта», «Творчество», «Знание – сила». Лучшим в  последний год жизни школы был признан Максим Попов…Как выяснилось, по стране знаний юные жители поселка путешествовали в составе экипажей. В каждом экипаже, судя по настенной школьной летописи, было  пять человек и два учителя-наставника. Но на этом этапе знакомства со школой мне потребовались уже  проводники – учителя!Юные годы чудесные…Они пришли на встречу, которую решено было провести в уютном зале местного клуба,  в атмосферу обычного школьного вечера меня погружает чаепитие с традиционными коми-пирогами – этими кулинарными шедеврами так радовала всегда коллег первый директор школы Эльза Левченко. Более полувека насчитывает ее педагогический стаж!- Я приехала сюда в 1959 году после окончания педучилища, – начинает экскурс в прошлое Эльза Феогниевна. – Поселок в те годы являл собой печальное зрелище – всего несколько бараков, школа была, но еще не работала. А когда после окончания Коми педагогического института Эльза Феогниевна вернулась в поселок, его было уже не узнать:- Построили шестиквартирные бараки. Кабинетов не хватало, и приходилось одновременно вести урок для двух классов, – продолжает Эльза Феогниевна.Но после окончания начальной школы для продолжения учебы детей отправляли в село Выльгорт, где им приходилось жить в интернате.  Восьмилетка открылась только 1 сентября  1976 года. Большая заслуга в этом  бывшего директора леспромхоза Анатолия Ковалева. Учителя сами уже завершали косметический ремонт здания, были закуплены вся необходимая мебель и спортинвентарь. И вот начались школьные будни для более чем 140 ребятишек.  А с каким воодушевлением начали свой педагогический путь тогда еще юные учителя! Мужественные, целеустремленные, они порой решались на отчаянные поступки – бросить вызов суровой северной природе. Учительские страдания О приключениях тогда еще молодой учительницы школы Валентины Турленковой до сих пор ходят легенды. После окончания Галичского педагогического училища Валентина Павловна получила направление на Север, в неведомый Мандач. Добиралась долго – сначала поездом, потом, как оказалось, еще 10 километров ей предстояло идти пешком по лесу!   Сегодня страшно представить, что ожидало бы Валентину Павловну в северном лесу, если бы не чудесное явление незнакомца, как потом оказалось, жителя Мандача Станислава Марковского. К счастью, он тоже добирался пешком до поселка и, легко подхватив чемодан молодой учительницы, позволил этой истории завершиться благополучно. Со временем Мандач станет для Валентины Турленковой «родиной милой», а вся школьная летопись будет отражена в ее поэтической исповеди, раскроет в которой Валентина Павловна и маленькие секреты, как, например, ей удалось найти путь к сердцам учеников.-  Я ведь приехала с баяном, – смеется Валентина Павловна. –  Сама невелика ростом, а управлялась с таким  большим и тяжелым инструментом. Зато дети мне не давали прохода и из школы возвращались всегда вместе, да еще и хором пели. Так и повелось, учителя вместе с учениками в школе, да и время после уроков тоже проводили вместе. Возможно, поэтому и родилась идея создания школы семейного типа. На экипажи рассчитайсь!Школа семейного типа – такое  название получила воспитательная система, разработанная в 2005 году учителями Ларисой Можеговой, Людмилой Китаевой и Валентиной Турленковой. – За основу мы взяли один из принципов воспитательной системы А.С.Макаренко, – рассказывает Валентина Павловна. –  Воспитание в разновозрастном коллективе.Так в школе и возникли экипажи, куда вошли дети с 1-го по 11-й класс с учетом симпатий и родственных связей. – Тогда многие школы в районе взяли нашу систему на вооружение, – вспоминают учителя. – Но самое главное – приятно было видеть, как раскрывались наши дети, как трогательно заботились друг о друге, защищали, переживали. ВыпускникиОсобая гордость школы – ее выпускники-медалисты.Вечно будет помнить Мандач и своего героя  Дмитрия Новоселова, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне. Воспитанники школы лесного поселка сегодня трудятся на ниве здравоохранения и в лесной отрасли. А среди оконченных ими вузов значится даже аэрокосмический университет. А еще из них получились хорошие родители. – Однако в трудные 90-е жители стали покидать поселок, количество детей в школе резко уменьшилось – 140, 70, 55, 35, и в 2012 году школу пришлось закрыть, – начинает обратный отсчет Эльза Феогниевна.  Чтобы сохранить школу, педагоги поистине делали все что могли. Так, учитель физики Нина Борисовна Лещева приняла в свою семью и воспитала двух приемных дочерей – Настю и Елену. Ее примеру последовали и другие учителя. Таким образом удалось сохранить среднее звено, а время жизни школы продлить еще на три года.  – А помните ли вы свой последний день работы? – В этот день состоялся самый грустный праздник Последнего школьного звонка, – рассказывает Людмила Китаева, педагог-организатор. – Собрались выпускники  разных лет, приехали и бывшие учителя школы. Традиционно прошли уроки, но в шуточной форме. – Как сложились судьбы учителей после закрытия школы?- Кому-то была предложена работа в других населенных пунктах района и даже в городе. Кто-то встал на учет в Центр занятости, кто-то вышел на пенсию… И хотя сейчас учителя школы заповедного уголка Республики Коми и живут воспоминаниями, но у каждого из них есть своя отдушина. Так, бывший директор школы Эльза Левченко много читает. – Решила перечитать всю классику, – поделилась с нами педагог. Пусть на короткое время, но Валентине Павловне посчастливилось летом этого года  вспомнить свою профессию – учителя начальных классов – и организовать школу будущего первоклассника. Обучение в ней прошли два юных жителя Мандача, которые сегодня успешно учатся в школе села Зеленец Республики Коми и живут в интернате. Но самое главное – хранители истории  закрывающегося лесного поселка остались верны на всю жизнь выбранному учительскому пути, а поделившись своими воспоминаниями, возродили и в нас веру в добро, которое, хочется верить, обязательно когда-нибудь вернется…Республика Коми

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте