search
main
0

Закрыть нельзя оставить,. или Бычок уперся и выстоял

«Неожиданностью для жителей села Успенка стало известие о закрытии школы по причине больших расходов на ее содержание». С таких тревожных слов начиналось письмо, пришедшее в редакцию в мае прошлого года. Мы его напечатали в газете (см. «УГ» от 20 мая 2014 года) под заголовком «Вместо школы – бар». Школу удалось отстоять. И вот новое известие: в этом году в Касторенском районе Курской области «черную метку» получили сразу пять школ.

Начальник отдела образования Елена Валерьевна Барабанщикова при разговоре не пользуется никакими справками и бумагами: родилась  здесь, училась, работала учительницей – авторитета и уважения ей не занимать. Современные реалии таковы – с 2006 года закрыто 11 образовательных учреждений. Было 29, сейчас 18 с филиалами. Закрытие каждой школы, как признается Елена Валерьевна, процесс болезненный не только для учителей, родителей, детей, но и для чиновников. Стареют села. В той же Успенке на 400 человек взрослого населения всего  24 ученика. Правда, в последнее время за счет переселенцев наблюдается небольшой рост, в Успенке теперь 41 ученик.  Говорят, школа спасает село. Нет, не спасает, если нет крепкого хозяйства, дающего работу людям. Село – живой организм,  умирает хозяйство – его сердцевина – и начинают разрушаться все остальные  части. Распались некогда богатые хозяйства. На плаву  в районе  агрокомплекс «Олымский», но обеспечить всех сельских жителей работой он не в состоянии. Тем более  нынешние хозяева предпочитают дешевый наемный труд,  в их приоритеты вовсе не входит забота о сохранении и развитии сел. Похоже, что положения программы развития сельских территорий остаются благими намерениями. А ими известно куда выстлана дорога… Славился в незапамятные времена район и своим конезаводом. Сюда наведывался  арабский шейх, чтобы выбрать себе скакуна. Редкую породу лошадей пестовали, холили, лелеяли,  спасли и во время войны. Что и говорить,  Алексеевская школа, имевшая такого преуспевающего шефа рядом, ни в чем не нуждалась. Сегодня и она оказалась в числе тех пяти, обреченных на ликвидацию. В перестроечное время конезавод оказался на грани исчезновения.  Жители близлежащих сел, чтобы спасти от умирания редкую породу скакунов, везли из домов припасы корма. Пережили  лихие времена. Ныне у конезавода есть хозяин. Доходный бизнес перевел в соседний район. Как говорится, привет жителям и бюджету Касторенского района… Когда-то и большой железнодорожный узел вносил свою лепту в благосостояние района. На фасаде добротного здания Новокасторенской школы до сих пор красуется барельеф с надписью  МПС. Теперь это муниципальная собственность. От былого величия осталось  здание вокзала, но оно  закрыто даже днем.Как признается заместитель главы администрации по социальным вопросам Марина Владимировна Егорова, в бюджете большие прорехи. Долг поставщикам составляет 11 миллионов. И головная боль руководства – выбраться из долговой ямы. С закрытием пяти школ удалось бы сэкономить пять миллионов. Всем ясно, что невыгодно содержать малые школы. В зданиях, рассчитанных на несколько сот детишек, набирается два-три десятка. Для местного бюджета оплата расходов на содержание школ-невеличек в соответствии со всеми санитарными нормами – ноша не из легких, а если учесть, что с каждым годом требования контролирующих органов возрастают, то  решение  властей о закрытии малочисленных учреждений образования оправданно.Поставщики услуг – энергетики, газовики и прочие организации – бесплатно ничего не делают. К примеру, за обслуживание школьных газовых котельных, а их семь, каждый месяц надо отчислять 105 тысяч. Есть котельные и на твердом топливе, но это «отдельная песня». Казалось, такое благое намерение – установить  свои нормативы финансирования малочисленных  сельских – вызвало, мягко сказать,  недоумение у директоров более крупных школ. К примеру, бюджет Новокасторенской школы на 1 января 2015 года составляет 9 млн 491 тыс. рублей. У соседней Бычковской – 8 млн 546 тыс. В первой 160 учеников, а во второй – 31. Малокомплектным школам материальные затраты на учебники оплачиваются из расчета класса-комплекта, а крупным  – из расчета на ученика. И получается, при одиннадцати классах-комплектах маленькая школа получает из расчета 20 тысяч на класс  приличную сумму – 220 тысяч. – А нам при 160 учениках, – разводит руками  директор Новокасторенской школы Ангелина Валерьевна Матяшова, – положено  всего 140 тысяч. И сколько на эти крохи я закуплю учебников?  Следует пояснить, что согласно закону «Об образовании в Курской области» от 9 декабря 2013 года малокомплектной признается школа, удаленная сверх норм транспортной доступности и имеющая учеников для основной не более 60, а для средней не более 80 человек. А таковых с каждым годом становится больше.  Все пять школ малочисленны. В  Алексеевской основной, к примеру, 29 учеников,  в Верхотопье по соседству – всего девять. Есть ли у них будущее? Ну продержатся еще год. А дальше? Такие мысли непременно приходят в голову, когда бываешь в таких школках. Одна надежда – на возрождение сел. Увы, пока беспочвенная… Новый Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ», подписанный президентом в конце 2012 года, убрал норму, по которой для закрытия сельской школы требовалось согласие схода. Теперь учредители, то есть муниципальные власти, своим решением вправе закрыть «невыгодные» школы, организовав учебу на колесах. Конечно, к мнению жителей села власти  должны прислушиваться, учитывать его, но вовсе не обязательно  с ним соглашаться. В Касторенском районе, как я убедилась, власти мнение людей услышали. – Мы понимаем проблемы учителей, которые завтра лишатся работы, родителей, желающих, чтобы дети были всегда рядом, сельчан, убежденных, что с исчезновением школы  у села нет перспективы, – говорит Елена Валерьевна, – режем-то по живому. Но мы хотим создать равные условия для всех наших детей. Понять начальника управления образования можно.  Новокасторенскую среднюю школу  и Бычковскую разделяют  не только 17 километров пути. По оборудованию, оснащению, комфортности, дизайну первая просто в другом веке. Конечно, на  сходах начальство говорило о  том, что детям  лучше учиться в большой школе. Но его не услышали и не поддержали. Так, жители села  с говорящим названием Бычок не только заявили о своем несогласии, но и пообещали биться за родную школу до победного. Обратились в областную администрацию, написали Владимиру Путину, добились разрешения на проведение пикета, обратились в СМИ. Крайней мерой назначили голодовку. – Что же происходит?! Последнего лишают! – кипятилась на сходе пожилая жительница, которая, казалось, к школе никакого отношения не имеет. – Я лично сама дозвонюсь до президента, – пообещала она, зажав в руке сотовый телефон. По сути,  школа в селе Бычок – последний оплот культуры. Несколько лет назад жителям обещали, что объединение трех сельских советов позволит сэкономить деньги и как-то улучшить положение дел. Не помогло. Закрыли и клуб, и библиотеку, и детский сад…  А учительница истории Наталья Николаевна Климова (ее по праву считают лидером активного сопротивления) с болью говорит о сельской библиотеке с десятью тысячами книг, которые находятся в неотапливаемом помещении.  Хотели забрать в школу – нельзя. Мол, есть всякие юридические тонкости в передаче с баланса на баланс. И здравый смысл тут ни при чем. Для села, где живут 530 человек, школа – единственный очаг культуры. Спортивный зал школы для сельчан и клуб, и библиотека, и место встреч. Он открыт до позднего вечера, работает без выходных. Студенты, приезжая домой, первым делом бегут в школьный спортзал. Спросила учителя физкультуры Сергея Васильевича Анисимова об оплате сверхурочных. Была не понята. Настоящие подвижники вот в таких школах-невеличках и сохраняются в первозданной чистоте. Отношения там другие, да не обидятся на меня за это городские учителя. Сам Сергей Васильевич из многодетной семьи. Мать-героиня (она живет в соседнем селе) переживает: «Мы вас десятерых выучили, на ноги поставили, а если вы без работы с женой останетесь, что делать?» Сын педагогов Анисимовых Владислав – единственный выпускник Бычковской школы. Высокий, сразу видно – спортивный, он смущается от моих надоедливых вопросов. Каково одному-то на празднике Последнего звонка? И в классе одному без друзей? Пожимает плечами, сравнивать-то не с чем. А друзей хватает. К учебе на колесах у жителей Бычка  отношение однозначно отрицательное. До Новокасторенской школы  17 км. Но этот участок ведет к сахарному заводу поселка Олымский. С сентября до января здесь интенсивное движение большегрузных машин со свеклой, обратно – с жомом. По обе стороны от дороги посевы со свеклой, в дождливую погоду на трассу машины с грузом вытягивают трактора. На проезжей части дорога становится скользкой. Все это, по мнению родителей, не гарантирует безопасной езды автобуса с детьми по дороге, разбитой тяжелыми грузовиками. – Мы оказались у последней черты, – говорит Наталья Николаевна Климова. – Промолчали, когда сельсоветы объединяли, детский сад, клуб закрывали. Какая экономия? С закрытием школы безработных станет на 26 человек больше. 15 дошкольников (а столько в селе детей от трех до семи лет) не будут подготовлены к школе. В этом году у нас уже три первоклассника. За последнюю зиму четыре малыша родились. Это же нужно учитывать. Почему люди так активно встают на защиту школ? Потому что они видят безрезультатные итоги экономии. Да, объединили сельсоветы, закрыли клубы, ФАПы, библиотеки… А лучше-то жить стали?Статфакт    В Курской области около 72 процентов сельских школ – малокомплектные.    За последние семь лет в области закрыты 317 муниципальных образовательных учреждений.     В течение  трех лет  в области планировалось ликвидировать  79 школ и реорганизовать 73 школы. пос. Касторное, Курская  область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте