Красные Холмы и Алое Поле – более красивых названий, причем чтобы вот так, рядом, в одном районе, найти трудно. Они будто душу согревают, сразу чувствуется настоящее, русское: красный – это красивый, а когда слышишь «алое поле», представляешь море цветущих маков или тюльпанов. Справедливости ради стоит добавить, что в Панинском районе не только маки с тюльпанами растут, здесь такая земля: палку воткнешь – зацветет! В Международном бюро мер и весов во Франции специально хранится панинский чернозем как эталон российского чернозема.
И еще одна особенность этих мест: у Красных Холмов находится исцеляющий источник. Есть свидетельства, что здесь два века назад Матушка Божия явилась местному пастуху Сергию Серову. В неописуемом сиянии Богородица стояла над водами, и от нее Сергий услышал: «Эта вода под Моим покровом – берите ее, исцеляйтесь ею…» О чудесном явлении пастух рассказал местным жителям, и недалеко от того места они построили сначала деревянную Покровскую церковь, потом кирпичную. К источнику потянулся народ, и многие получали исцеление. Говорят, Божия Матерь эти места не оставляет и в наши дни. На источнике установили закрытую купель и колодец, сюда совершаются крестные ходы, а в 2008 году художником, иконописцем Андреем Верхотиным была написана икона Покрова Пресвятой Богородицы, именуемая Краснохолмской. Икона находится в Казанском храме райцентра Панино, а в Красных Холмах есть ее список в одном из кабинетов местной школы. Увы, сегодня в селе с чудным названием и происходящими чудесами исцеления все более чем прозаично: нет ни отдельной церкви, ни хорошей школы. Точнее, сохранились лишь остатки одного и другого, в советскую пору объединенные в единый «архитектурный ансамбль». Оставшаяся от здания кирпичной церкви алтарная часть сегодня вмещает кабинеты математики и информатики. В бывшей трапезной – молельная комната, она же один из школьных кабинетов. Затем начинается более современная пристройка, в которой еще несколько классов, один из них – учительская, а в самом большом в нужное время располагается то столовая, то актовый зал. Напротив, через узкий коридор, – кухня, правда, надо отдать должное, со всем необходимым современным оборудованием. Есть и вытяжка, и электрическая плита, две мойки, бойлер, горячая и холодная вода. Все блестит чистотой и порядком. Классу информатики, в отличие от кухни, не повезло. Зимой, в середине учебного года, два новеньких современных компьютера у школы забрали, видимо, передали в другую. Теперь остались один ноутбук, один стационарный компьютер у учителя и два телевизора. Кстати, «газель», которая еще пару лет назад возила ребятишек из школы в соседние с Красными Холмами Ивановку и Майский, тоже забрали. Наверное, уже тогда готовили Дзержинскую школу к закрытию. Вот тут опять требуется исторический экскурс, чтобы объяснить необычное название школы. В советское время школа в Красных Холмах находилась в здании церкви и называлась Краснохолмовская. Потом в соседней Ивановке (сегодня именно она считается центром сельского поселения, объединяющего четыре села) построили новую школу. Ей присвоили имя Железного Феликса, и все окрестные ребятишки стали ходить сюда. А в Красных Холмах в бывшей церкви организовали молельный дом. В 2007 году крыша на здании Дзержинской школы сгорела. Учителя пытались ее отремонтировать, оттирали, латали, готовились к приезду экспертов, которые должны были оценить пригодность оставшихся конструкций и плит. Но экспертизу оценили в невероятную для местного поселкового совета сумму, кажется, в 600 тысяч рублей. Для района это тоже оказалось много. (Панинский район один из самых небогатых в Воронежской области.) Здание забросили, а Дзержинскую школу решили перевести в многострадальный молельный дом в Красные Холмы. Так бюст Дзержинского оказался в здании бывшей церкви, а школа стала называться Дзержинской. И опять все в ней начали перестраивать, приспосабливать. Кухню пристроили, линолеум постелили, стены покрасили-оклеили, воду провели, отопление сделали. Сейчас в здании есть вода, в коридоре две раковины руки помыть, в кухне и горячая, и холодная, а по классам стоят умывальники с водой и водогрейками. Но туалеты на улице. Отапливается здание углем, но село газифицируют. Родители школьников так и говорят: «Зачем мы в газ вкладывались, по 130 тысяч платили, чтобы врезку сделать и дом подключить, зачем все это, если в селе школы не будет?! Почты у нас нет, медпункта нет, магазина постоянного тоже, а теперь вот и школу забирают!» Родители, когда узнали о возможном закрытии школы, стали бить тревогу, обратились на местное телевидение и в газеты. Написали и нам: «Помогите сохранить школу для детей. Мы не хотим, чтобы их возили за 15 километров в другое село!» Ситуация такова. На начало июня в Дзержинской школе в Красных Холмах насчитывается 12 учеников. Трое из них – девятиклассники, выпускники. Они уходят. Остаются девять человек: первого класса в этом году нет, во втором – три человека, третьего нет, в четвертом – один ученик, в пятом тоже один, в шестом – три, в седьмом – один, восьмого нет. На следующий год в первый класс идет один ребенок, через год – снова один, но потом число ребятишек увеличится. Когда я приехала в школу, первым делом попросила показать список дошкольников. Всего по Ивановскому сельскому поселению насчитали 17 детей в возрасте от 0 до 7 лет: с 2007 года рождения – двое, с восьмого – четверо, с девятого – двое, с 2010-го – трое, с 2011-го – тоже трое, и еще у троих детей год рождения не подписан. Не факт, что все перечисленные ребятишки останутся учиться в Красных Холмах, что родители не переведут или сразу не повезут их на учебу в более обустроенную Мировскую школу – именно сюда районный отдел образования предлагает перевести всех учеников Дзержинской школы. А это означает, что ребятишек придется возить за 18 километров на школьном автобусе. Рассказывает Антонина Ивановна Карамышева, директор Мировской школы Панинского района: – По проекту наша школа рассчитана на 320 учеников, но учится сейчас у нас 50 детей. Наша школа одна из лучших в районе, у нас отличный лингафонный кабинет, кабинет информатики, интерактивные доски, а в каждом рабочем кабинете у учителя есть персональный компьютер с выходом в Интернет. Спортивный зал оборудован всем необходимым, даже есть действующие душевые комнаты. На втором этаже теплый современный санузел. Единственный недостаток – мало учеников, в прошлом году после девятого класса ушли сразу 20 выпускников. – Почему? – Стремятся к свободе. Если раньше прислушивались к мнению родителей, оставались учиться в десятом-одиннадцатом, то сейчас стараются побыстрее расстаться со школой – и на свободу. Хотя не каждый в техникум пойдет. – Многих ли учеников вы подвозите в школу? – У нас есть свой транспорт, а из Дзержинской школы первые три ученика приехали к нам учиться несколько лет назад. Родители их сначала сами на машине возили, через год нашей школе дали автобус, и дети начали ездить на нем. Сейчас ребята уже в четвертом классе. Хорошие детки и учатся очень хорошо. Еще в восьмой класс оттуда мальчика к нам мама перевела, даже не стали досиживать девятый, говорят, что им нужны знания. Конечно, я тоже проехала этой дорогой: от Мировской школы до Красных Холмов и дальше в Ивановку – самое дальнее село, из которого также предлагается возить ребят в Алое Поле, где располагается Мировская школа. По километражу получилось около 20, а по времени – 25 минут, если ехать со скоростью 60 км в час, как и положено школьному автобусу. Причем 60 – это по прямой дороге, которая действительно асфальтирована и в достаточной степени ровная, за исключением трех-пяти ям. В самом селе выше 40 не разгонишься. А если учесть, что детишкам надо зайти в автобус, разместиться, потом выйти из него, то времени наверняка понадобится больше получаса. По словам родителей, в 7 часов 15 минут дети уже должны стоять у обочины в ожидании автобуса, чтобы успеть к первому уроку. Остановочных павильонов по пути из Красных Холмов в Алое Поле я не увидела. Укрыться от дождя и снега негде. Именно трудности подвоза и стали главной причиной того, почему родители выступили против закрытия школы в Красных Холмах. Детям придется очень рано вставать и в два-три часа дня возвращаться домой. Если для старших классов это нормально, то у младших занятия заканчиваются в двенадцатом часу, а то и раньше. Им придется дожидаться, пока освободятся старшеклассники, чтобы автобус забрал всех сразу и повез по домам. Говорят, что те, кто уже ездит в Мировскую школу, живут именно по такому графику. Дети очень устают. Я поинтересовалась у руководителя Воронежского областного департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова, есть ли какие-либо ограничения расстояний, на которые можно возить школьников на уроки. Олег Николаевич ответил, что о ситуации в Дзержинской школе ему известно, она сейчас изучается, и в Панинский район направлены проверяющие. Когда будут известны результаты, департамент сделает выводы и даст свой комментарий. Что же касается ограничений в организации подвоза школьников, они регулируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Мы нашли интересующую нас информацию, только СанПиН выставляет ограничения не по расстоянию, а по времени. В пункте 2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 говорится, что в сельской местности при необходимости «организации транспортного обслуживания до общеобразовательного учреждения и обратно» «время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону». И еще: «Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км». Понятны волнение родителей и их нежелание переводить детей в удаленную от дома школу. Кроме трудностей подвоза школьников есть еще большие опасения за будущее села. Родители считают, что если школу закроют, то и село постепенно вымрет. Но здание, отобранное у церкви, старое, ему требуется ремонт. И уж если оставлять там школу, нужна реконструкция и этого помещения, и пристройки, в которой необходимо оборудовать хотя бы санузел. Тогда здесь можно будет, например, оставить начальную школу – это один из вариантов решения проблемы. О нем мне рассказала Лариса Анатольевна Телкова, руководитель отдела по образованию, опеке, попечению, спорту и работе с молодежью администрации Панинского района. Но родители и на это не соглашаются. Есть еще одна точка зрения. Нынешнее здание школы – одновременно и молельный дом, бывшая церковь. Не дело обустраивать в ней сортиры. Сейчас в Красных Холмах храма нет, оборудованы купель и колодец на источнике, и еще учителя показали мне закладной камень, освященный митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. Камень будет помещен в основание будущего храма-часовни. Но пока его нет, может, стоит вернуть церкви ее помещение? А чтобы ребятишкам было удобнее добираться до нового места учебы, надо выделить дополнительный транспорт, чтобы на нем возить детей Ивановского поселения в Мировскую школу и обратно. Может, и два рейса делать вместо одного, сначала младших доставить до дома, потом старших. И почему бы не сделать на маршруте несколько остановочных павильонов? Это ведь в разы дешевле любой реконструкции. Панинский район, Воронежская область
Комментарии