search
main
0

Законы творчества. Процесс поиска ответа важнее получения правильного ответа

В ноябре прошёл шестой Всемирный саммит по инновациям в сфере образования (WISE), центром которого стала креативность, развитие творческих способностей и их роль в образовании.Почему над этой темой стоит задуматься каждому педагогу?

Технологии изменили мир, а  вместе с ним – процесс получения и усвоения знаний. Интернет  с его открытыми площадками нивелировал роль преподавателя как информационного ориентира, авторитетного и единственного источника информации. В странах с высоким уровнем жизни доступ к знаниям потерял ценность.  Она перешла к способности формировать такую образовательную среду, которая бы давала возможность создавать и реализовывать нестандартные, смелые идеи – идеи, которые бы улучшали социальную и экономическую сферы жизни данного общества.

Творчество – это способность, которая не зависит от суммы вложенных в голову знаний, это готовность и умение отходить от стандартных схем мышления. К сожалению, это врождённое качество теряется или притупляется у большинства людей  под воздействием традиционной системы воспитания и образования.

Хорошие традиции стоит беречь, но они не решают задач нового времени. Можно долго ждать правильных реформ и учебников, наблюдать за изменением системы образования, но развитие творческих способностей также зависит от того, как мы понимаем процесс обучения и как выстраиваем его с учениками.

За пять лет WISE собрал десятки успешных проектов из различных стран. В их основе лежат разные методы, но опираются они на единые принципы и убеждения, которые движут будущим образования.

Процесс обучения – естественен для человека. Он протекает успешно, когда мы мотивированы, когда мы экспериментируем и не испытываем принуждения.

Процесс поиска ответа  важнее получения правильного ответа.

Когда ученик самостоятельно разбирается в предмете, у него развивается вера в  себя и понимание того, что предметы можно познавать. Польза от этого процесса перевешивает любую готовую информацию, которую он получает.

Если человеку нужна помощь – он попросит её. Если преподаватель видит, что ученик борется над задачей и, возможно, нуждается в совете, следует сначала только предложить помочь. Ключевой и самый сложный момент  – предлагать решение только после того, как у вас его попросили.

Для лучшего освоения материала необходимо предлагать активности или задачи, которые имеют практическое значение и позволяют открывать новые области знаний, выходить из комфортной зоны уже усвоенного материала.

Всякий раз, когда это возможно, предлагать выбор.

Вместо того чтобы каждый раз давать обычное расписание и стандартный набор задач, необходимо хотя бы иногда спрашивать у учеников: «Что бы вы сами хотели узнать или сделать?»

Этот подход повышает мотивацию,  уменьшает сопротивление со стороны учеников, позволяет им осознать цель обучения, которую сложно уловить, когда получаешь уже готовый набор знаний.

Сотрудничество – более эффективный подход к освоению знаний, нежели соперничество. Многие исследования показывают, что конкуренция на самом деле снижает качество результатов, особенно в тех вопросах, где требуется творческий подход. Именно поэтому новаторы в сфере образования выступают с жёсткой критикой современных систем оценки выпускников.

Мы пока не можем отказаться от традиционной системы оценок в  учебных заведениях, но в наших силах по крайней мере периодически инициировать групповую работу учеников, удовлетворённость от результата  которой будет главной оценкой.

В любом человеческом взаимодействии есть по крайней мере две составляющих: первая относится к самому предмету взаимодействия, вторая – к защите самооценки каждого участника.

Всякий раз, когда самооценка находится под угрозой, всё остальное отходит на второй план. Из-за этого бизнесмены предпочитают отстаивать свои идеи, вместо того чтобы признать ошибку и попросить помощи. Также неохотно признают своё незнание и ученики.

Когда  учащиеся не чувствуют, что их осуждают или оценивают, они освобождают свою творческую энергию. Это одна из причин, почему младенцы и малыши развиваются так быстро: они не понимают, что такое «ошибка». Как только их начинают исправлять, а иногда и наказывать, они прекращают экспериментировать и начинают ждать «правильного» ответа.

Мы можем учить детей истории и литературе, математике и английскому, но не научить их мыслить креативно. А что стоят знания без этого ключевого навыка 21 века? Ведь энциклопедия не решит задачи, которые под силу аналитической статье. Такие принципы не всегда легко применять в традиционной школе, но попробовать стоит, хотя бы для того, чтобы впустить творчество и новые идеи в свою жизнь.

Статья подготовлена на основе  материалов

• Susan D. Shilcock, Peter A. Bergson – Open Connections: The Other Basics by Susan D. Shilcock and Peter A. Bergson

• Luba Vangelova – The Value of Connecting the Dots to Create “Real Learning”

• Сайта – http://www.wise-qatar.org/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте