Алексей ГАЛКИН, студент Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, дублер руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда:
– В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ необходимо в профессиональной подготовке и переподготовке кадров самостоятельно определяться работодателям. У государства сегодня нет рычагов, побуждающих работодателей активно участвовать в процессе подготовки квалифицированных рабочих даже совместно с органами государственной власти.
Правительство дублеров считает, что разработка четких механизмов стимулирования работодателей для активного участия в подготовке работников должна стать основополагающей идеей реформирования системы среднего профессионального образования, мы поддерживаем предложение Департамента образования о введении налога на квалификацию.
Нам кажется, что в трудовом законодательстве РФ надо закрепить право субъектов РФ на введение норм трудового протекционизма. Необходимо установить предельное соотношение численности работающих на предприятиях конкретного региона иностранных и российских граждан. Такой опыт уже существует, например, в Швейцарии такое соотношение определяется как один к четырем – на одного иностранца в трудовом коллективе не должно быть менее четырех граждан Швейцарии. Эти нормы, безусловно, должны вводиться поэтапно и учитывать положение с обеспечением рабочими кадрами в конкретных отраслях и регионах.
Правительство дублеров считает, что нужно внести изменения в Трудовой кодекс РФ. Мы уверены, что это будет способствовать четкому регулированию процесса трудовой миграции, а также более активному вовлечению работодателей в процесс самостоятельной подготовки собственных трудовых ресурсов.
Создание эффективной системы подготовки рабочих кадров для московских предприятий требует разработки комплекса мер по привлечению и закреплению молодых специалистов на производстве. Эти меры должны заключаться в предоставлении работодателями обязательных, установленных законом социальных гарантий молодому рабочему, впервые заключившему трудовой договор. Мы считаем, что нужно разработать систему первого контракта, которая должна стать основой новой главы Трудового кодекса России об особенностях регулирования труда лиц, заключивших первый трудовой договор.
Современное понятие «социальное партнерство» не предусматривает сотрудничества между предприятием и образовательным учреждением в задаче подготовки рабочих кадров. Такое понимание социального партнерства мы видим и в Трудовом кодексе РФ, и в московском законе о социальном партнерстве. Законом же о начальном и среднем профессиональном образовании в Москве предусмотрено создание системы отношений партнерства в данной области, однако четких прав и обязанностей сторон нет. Считаем необходимым введение в законодательство понятия «социальное партнерство» в сфере подготовки и переподготовки кадров, которое должно пониматься как система прав и обязанностей работодателям образовательного учреждения и органа государственной власти, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров для предприятий. Права и обязанности всех сторон должны быть четко регламентированы как на региональном, так и на федеральном уровне. Эти нормы станут правовой основой для воссоздания системы базовых предприятий, необходимых и для привития студентам практических навыков в рабочей профессии, и для повышения качества подготовки трудовых ресурсов.
Мы считаем необходимым расширение практики контрактной целевой подготовки специалистов за счет будущих работодателей. Статья 163 Трудового кодекса предусматривает проведение профессиональной подготовки работников в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, а статья 197 – механизм заключения контракта между работодателем и студентом на обучение в образовательном учреждении.
В Трудовом кодексе есть глава «Ученический договор», прямо предусматривающая содержание, срок, форму и действие, а также права и обязанности сторон по договору на профессиональное обучение, заключенному между работодателем и лицом, ищущим работу. Таким образом, мы понимаем, что в трудовом законодательстве имеются все предпосылки для развития целевого контактного обучения. Необходимо развивать не только практику заключения договоров между предприятиями и образовательными учреждениями на подготовку специалистов, но и договоров между будущими работодателями и студентами. Тогда предприятие будет знать: заплатило деньги – получило специалиста. На наш взгляд, очень важно предусмотреть такие изменения в Законе о начальном и среднем профессиональном образовании в Москве.
Действующий городской закон требует доработки с целью конкретизации его положений, в первую очередь касающихся понятия «городской заказ» в части прояснения механизма его реализации.
Сроком для обновления нормативно-правовой базы указан 2009-й и даже 2010 год, но это имеет основополагающее значение для развития начального и среднего профессионального образования. Мы считаем, что совершенствование правовой базы должно стать первоочередной задачей программы.
Комментарии