Сегодня охрана здоровья относится к предмету совместного ведения федеральных и региональных органов власти, поэтому не только на региональном, но даже на муниципальном уровне приняты и действуют свои законы. Например, в Башкортостане есть 24 закона, 30 указов президента республики и более 300 постановлений правительства. Такая же картина и в других субъектах РФ. То есть законодательная база создана. Тогда почему у нас так много больных детей и год от года их становится все больше?
Мне кажется, дело в том, что принимаемые на разных уровнях законы и подзаконные акты в целом непоследовательны и несогласованны, они часто повторяют друг друга и противоречат друг другу. Большинство принятых законов не обеспечены методической, финансовой или административной поддержкой, многие законы ориентированы на важные задачи в общем виде, а потому на практике не работают.
Каждая сфера работает на сохранение здоровья детей, но действия здравоохранения, образования, органов социальной и экологической защиты, физической культуры и спорта несогласованны. Особенно негативно это проявляется в медико-социальном, образовательном и профессиональном обеспечении детей-инвалидов, при реализации мер профилактики детского травматизма и вредных привычек, при обучении детей, подростков и членов семей навыкам здорового образа жизни, в работе с асоциальными семьями. Да и в самом здравоохранении очень часто учреждения разного уровня – от областного до муниципального – действуют настолько разобщенно, что трудно обслуживать пациентов, создавать межрегиональные лечебно-диагностические, реабилитационные и профилактические центры. Юридическая ответственность за здоровье детей и подростков в результате проводимых реформ перешла к местным органам власти, теперь они сами планируют и приспосабливают медицинское обслуживание к жителям. И… нередко снижают долю местного бюджета в здравоохранении, а также принимают законы, противоречащие федеральному законодательству. В результате налицо, во-первых, неэффективность медицинской помощи, а во-вторых, расточительность при имеющихся скудных средствах. Скажем, в здравоохранении действуют более 30 тысяч самых разных целевых программ, и их число надо уменьшать, потому что денег на качественную их поддержку, конечно, у нас нет.
Нам не хватает для работы двух необходимых вещей – денег и ума в проведении той или иной реформы. Что касается денег, то отчисления на здравоохранение от ВВП ничтожно малы, нет законодательной базы для определения размера консолидированного бюджета территории, который необходимо потратить на охрану здоровья, материнства и детства, не финансируются профилактическая работа, деятельность стационаров, неотложной и скорой помощи, а особенно – первичной амбулаторно-поликлинической службы. Анализ региональных программ государственных гарантий свидетельствует о значительном отставании финансирования целевых программ, призванных улучшить финансирование медицинской помощи беременным женщинам, детям и подросткам. По данным Центрального НИИ организации и информации здравоохранения. Средства, отпускаемые государством на содержание ребенка в семье, крайне скудны и не покрывают расходов, малы и средства, выделяемые на содержание ребенка-инвалида. Именно семьи, имеющие детей, в первую очередь опускаются ниже черты бедности. Нам надо изменить принцип финансирования как стационарной, так и первичной помощи – не по числу коек и посещений, а по числу пролеченных и охваченных наблюдением детей и подростков. То есть ввести подушевой норматив.
Что же касается ума, то на протяжении длительного времени лихорадит и сотрясает, пожалуй, всю медицинскую общественность, каждую семью, имеющую ребенка до 18 лет, предложение реформаторов о ликвидации педиатрической службы, предложение, которое мы считаем преступлением против детского населения России. Педиатрия всегда была «козырем» советского здравоохранения, не потеряла она своего места и значимости в последующие времена, она достойно выполняет свое предназначение сегодня. Это высокоинтеллигентные, квалифицированные и беззаветно преданные своему делу люди, любящие не только своих маленьких пациентов, но и всех, кто их окружает.
Итак, каковы, на мой взгляд, приоритеты? Думаю, при решении стратегических задач роста рождаемости, снижения смертности и улучшения здоровья населения необходимо исходить из приоритетности охраны здоровья матери и ребенка.
Борис ШПИГЕЛЬ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии
Комментарии