В апреле этого года глава РАН Геннадий Красников попросил сенаторов посодействовать в том, чтобы Российская академия наук в обязательном порядке участвовала в экспертизе школьных учебников и разработанных к ним пособий.
Госдума во втором чтении приняла законопроект о возобновлении проведения научной экспертизы учебников Российской академией наук (РАН). Напомним, что до изменения законодательства в 2019 году РАН проводила экспертизу учебников на постоянной основе и давала оценку соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы.
Теперь законопроектом предлагается закрепить участие РАН в проводимой Министерством просвещения РФ экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, которые включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В пояснительной записке к документу отмечается, что учебники – это важнейший элемент образовательного процесса, от качества которых зависит и качество образования в целом. В свою очередь уровень качества учебных изданий зависит от контроля качества, то есть экспертизы.
«За время проведения ученые-эксперты РАН проделали огромную работу по улучшению качества учебной литературы, что повлияло главным образом на систему образования в целом», – говорится в пояснительной записке. Авторы законодательной инициативы отмечают, что научная экспертиза принесла пользу не только школе, но и академической науке, так как фундамент для нее закладывается именно в общеобразовательных учреждениях. Поэтому накопленный РАН опыт организации и проведения научной экспертизы необходимо использовать и в дальнейшем.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в мае этого года законопроект об обязательном участии РАН в экспертизе учебников был внесен в Госдуму. Среди авторов данного законопроекта – спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-спикер Константин Косачев, глава комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Они отмечали, что не менее важной задачей научной экспертизы является выявление и исправление ошибок и опечаток, которые могли допустить создатели учебников.
Комментарии