Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об охране здоровья детей в образовательных организациях. Документ обязывает образовательные учреждения обеспечить оказание первой помощи ученикам и допускать их к занятиям физкультурой с учетом состояния здоровья, а также на основании результатов профилактических медосмотров. Родители в свою очередь должны будут информировать образовательную организацию о состоянии здоровья ребенка, если для его обучения требуются особые условия, например при определении учебной и внеучебной нагрузки, организации питания. Также согласно законопроекту в образовательных учреждениях должны проводиться мероприятия по охране здоровья обучающихся.
О том, как необходимо доработать проект закона, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Мы рассмотрели уже третью версию законопроекта. Две предыдущие были отклонены, так как предусматривали возложение ответственности за оказание первой помощи обучающимся на учителей. При рассмотрении третьей версии была поддержана концепция необходимости обеспечения медицинской помощи в школе, но на условиях доработки документа.
Во-первых, необходимо определить, какие именно обязанности возлагаются на школы для оказания первой помощи ученикам: иметь оборудование, подготовленных специалистов, обучить педагогов соответствующим навыкам и т. д.
Во-вторых, не урегулированы вопросы полномочий учредителей школ, которыми в подавляющем большинстве являются муниципалитеты. Сегодня у них есть полномочия только создавать условия для оказания медицинской помощи населению в рамках государственных гарантий по бесплатному медицинскому обслуживанию.
В-третьих, не определены источники и порядок финансирования новых расходов образовательных организаций, которые, очевидно, последуют при принятии законопроекта. Кроме того, в законопроекте не уточнено, что является основанием для допуска к урокам физкультуры и кто будет принимать решение. Каким образом родитель будет сообщать о состоянии здоровья ребенка и как будут регламентированы этические моменты, связанные с врачебной тайной? Нужно ли всем ученикам перед занятиями физкультурой определять состояние здоровья или это касается только тех, кто имеет ограничения по результатам диспансеризации?
Закон должен иметь однозначное прочтение и быть исполнимым. Поэтому соответствующие замечания были изложены Комитетом по образованию и науке.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия:
– Я вижу основной проблемой определение источников финансирования школьных медицинских работников. Система ОМС не сможет обеспечить ставку медицинской сестры или фельдшера в образовательной организации, особенно в сельской малокомплектной или «кочевой» школе, а какими могут быть альтернативы, не определено. Возможно, необходима федеральная программа по школьной медицине, которая определила бы источники финансирования, требования к подготовке специалистов.
Сегодня практически во всех школах есть лицензированные медицинские кабинеты, при этом врачи в них не принимают, а медсестра или фельдшер присутствуют всего несколько часов в неделю. Поэтому не очень понятно, как будет определяться допуск ребенка на урок физкультуры, если у него нет противопоказаний, но при этом есть риск по актуальному состоянию здоровья, и кто при необходимости окажет первую помощь.
Пока у меня к законопроекту много вопросов, но тема важная, нужно обсуждать и принимать взвешенное решение в интересах детей.
Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Может быть, и хорошо, что появится закон о школьной медицине, вопрос назрел давным-давно. Но даже если в законе основательно пропишут полномочия школьного врача и сделают его членом педагогического совета, вопрос не решится. Проблема здоровья – проблема социальная. И решать ее надо комплексно, всем миром.
Перегрузка детей не редкость в условиях нашего времени. А чего стоят многочасовые сидения за компьютером во время пандемии – страдают зрение, осанка, психическое здоровье. И все – врачи, родители, учителя – молчат! А если бы они сказали свое авторитетное нет, чиновники вынуждены были бы искать новые решения для обучения в условиях пандемии.
Хорошо, что в нашей стране проводится подробное медицинское обследование детей за год до школы. Только почему два года назад из списка анализов убрали показатели на уровень глюкозы в крови и работу щитовидки? Ответ прост – на это нет денег.
Анжелика ЗИМИНА, учитель русского языка и литературы школы №14, Сызрань, Самарская область:
– Что касается обязанности родителей сообщать о состоянии здоровья ребенка, если для его обучения требуются особые условия, это в принципе есть и сейчас. Ведь родители первоклассника должны принести медицинскую карту, а если есть серьезные заболевания, обязательно сообщить о них медицинскому работнику (классному руководителю). Если речь идет о чем-то большем, например о ежегодных профилактических осмотрах детей во время каникул, это должно быть конкретизировано.
Галина ПАРФЕНОВА, учитель физической культуры школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов, Череповец, Вологодская область:
– Педагоги не могут и не должны заменять собой медицинских работников, которые в штате школ отсутствуют. А где школам брать средства на проведение мероприятий по охране здоровья учеников и что вообще понимается под этими мероприятиями? Кроме того, не ясно из текста законопроекта, каким образом будут формироваться условия для работы с детьми с разными показателями здоровья. В первую очередь нужно обеспечить образовательные учреждения квалифицированными медицинскими кадрами.
Михаил ХУТОРЕЦКИЙ, директор школы №28, Воронеж:
– Все, что прописано в законопроекте, в школах уже существует. В том числе учителя проходят курсы оказания первой помощи при травмах или несчастных случаях. Конечно, могут быть вопросы к подготовке, но уметь это делать учителя должны. Группы здоровья тоже существуют, и на уроках физкультуры дети делятся на несколько групп.
Родители также информируют руководство школы и педагогов об особенностях здоровья детей. Единственное новшество, о котором пока мало говорят, – это организация питания для детей с особыми требованиями здоровья. Сегодня для них нет специального питания, а по-хорошему это нужно было бы делать. Будет довольно трудно организовать несколько видов питания, пока для этого нет необходимых условий.
Мария Т., учитель, Великий Новгород:
– Все самые лучшие законы об охране здоровья детей споткнутся об один факт. В школах просто-напросто отсутствуют медработники. Я посмотрела в Интернете, по данным Минпросвещения, в прошлом учебном году во всей России в школах работали 17250 медиков. И это число регулярно сокращается. В школу, где работаю я, официально только на полдня должна приходить медсестра из ближайшей поликлиники. Помню, что в моем советском детстве в каждой школе постоянно присутствовали медсестра или фельдшер, в школьном медкабинете детям регулярно делали прививки, несколько раз в год проводил осмотры стоматолог. А теперь у многих учеников проблемы с зубами с раннего детства. Я уверена, закон должен ввести обязательную штатную единицу школьной медсестры и установить обязательные стоматологические осмотры в школе не менее двух раз в год.
Комментарии