search
main
0

Законопослушный гражданин, оратор, гуманист

Данный учебный план разработан на основе:

– Концепции структуры содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).

– Положения о конкурсе по созданию Базисного учебного плана для 12-летней школы МО РФ.

– Требований Государственного образовательного стандарта и представляет собой сочетание федерального, национального и школьного компонентов содержания образования.

Федеральный компонент обеспечивает:

– единство образовательного пространства;

– включает учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения;

– обеспечивает выполнение обязательного минимума содержания образования;

– обеспечивает социальную защиту ребенка и гарантию получения среднего общего и среднего полного образования.

Региональный компонент представлен курсами:

– граждановедение и право;

– курсами ОИВТ и КДП (компьютерное делопроизводство), ОИТ (основы информационных технологий).

Школьный компонент направлен на усиление базового ядра образования с учетом местных условий образовательных учреждений.

I ступень

Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:

– познавательной культуры;

– нравственной культуры;

– эстетической культуры;

– трудовой культуры;

– физической культуры.

На этом возрастном этапе они определяют структуру учебного плана.

Образовательная область “Филология” представлена учебными предметами:

– обучение грамоте;

– русский язык;

– литература;

– иностранный язык;

– речь и культура общения.

Курс обучения грамоте в первом классе включает в себя изучение букварного периода, закладывает основы формирования действий, письма и чтения.

Русский язык и литература изучаются со второго класса. Эти предметы закладывают основы фундаментальной грамотности учащихся, способствуют формированию коммуникативной и эстетической культуры, приобщают к отечественной и мировой культуре, способствуют развитию нравственных и эстетических начал личности.

Иностранный язык развивает способности ребенка к дискуссии, воображение. Иностранный язык способствует простраиванию отношений между ребенком и окружающим миром.

Математика формирует математические понятия на основе содержательного обобщения, что является основой теоретического мышления младших школьников.

Интегрированный курс “Окружающий мир” способствует формированию адекватной современному уровню знаний картины мира, является пропедевтическим курсом для изучения географии и биологии.

Образовательная область “Обществознание” представлена курсом “История”. Этот курс знакомит с богатым миром материальной и духовной культуры, создает условия для становления человека – гражданина.

Область “Искусство” представлена курсами “Изобразительное искусство” и “Музыка”. Эти учебные предметы способствуют развитию воображения, творческих, музыкальных способностей.

Физическая культура дает возможность учащимся развивать силу, ловкость, выносливость, закаливает организм, знакомит с основами безопасности жизнедеятельности, с санитарно-гигиеническими нормами.

Область “Технология” включает трудовое обучение и знакомство с компьютером. Трудовое обучение прививает навыки самообслуживания.

Знакомство с компьютером – пропедевтический, развивающий курс, в котором происходит первая встреча с компьютером, устраняется возможность возникновения психологического барьера между ребенком и компьютером; предполагается использование компьютера для развития творческих способностей учащихся.

При наполнении образовательных областей предметными курсами в школе I ступени выдерживается линия на гуманизацию и гуманитаризацию образования; воспитание патриотов России; обеспечение целостности представления учащихся о мире; личностную ориентацию содержания образования с приоритетом сохранения здоровья учащихся.

Для решения этих задач в курс начальной школы включаются:

а) в 1-м классе – интегрированный курс “Окружающий мир и граждановедение”, позволяющий с первых шагов в адаптации первоклассников в школе прививать им навыки межличностных отношений, целостного миропонимания, историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

со 2-го класса по 4-й этот курс разводится на два самостоятельных – “Окружающий мир” и “Граждановедение” с сохранением межпредметной связи и воспитательных и развивающих аспектов;

б) включение в образовательную область “Филология” курса “Речь и культура общения” призвано помочь становлению личности младшего школьника, овладению культурой речи и поведения. Курс “Речь и культура общения” призван прежде всего обеспечить коммуникативную направленность образовательного процесса, сформировать необходимые этико-эстетические умения и навыки, осуществить плавный переход к обучению в школе II ступени, где, предполагается, основным принципом обучения русскому языку и литературе станет принцип текстоцентризма и коммуникативной направленности;

в) учебный курс “Физкультура” интегрируется с изучением основ безопасности жизнедеятельности, а сама предметная область “Здоровье” усиливается курсом “Ритмика”, что позволит оптимально решать задачу развития двигательных способностей младших школьников; образовательная область “Здоровье” призвана помочь учащимся овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни;

г) для изучения иностранного языка и предметов предметной области “Технология” класс делится на подгруппы, что будет способствовать усилению дифференциации обучения и внедрению технологий многоуровнего обучения.

Уже в школе 1-й ступени на уроках труда можно предусмотреть использование метода проектов, а также защиту разработанных детьми элементарных проектов, рассматривая это как один из путей развития творческого мышления, формирования и совершенствования навыков самостоятельной деятельности в образовательном процессе.

II ступень

Во II ступени в качестве основных образовательных областей выделяются следующие области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, здоровье.

При наполнении образовательных областей предметными курсами в школе II ступени сохраняется линия, обозначенная при распределении предметов в школе I ступени, а также преследуется цель – образование по школе I – II ступени должно быть относительно завершеннным и явиться базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе. При этом в качества приоритетных сохраняются принципы гуманизации и гуманитаризации.

Для решения этих задач предполагается:

1) усилить курсы, изучающие иностранные языки, для этого с 5-го по 10-й классы на иностранные языки отводится по 3 часа, т.е. за счет дополнительного одного года и корректировки содержания, с акцентом на страноведческий аспект и коммуникативную направленность курсов усиливается гуманитарная линия образования;

2) с целью сохранения линии на воспитание гражданина и патриота в 5-6-х классах курс “История” ведется как интегрированный “История и граждановедение”, в отдельный курс выведен граждановедческий курс “Право”; в связи с необходимостью формирования правовой культуры и воспитания законопослушного гражданина, способного адаптироваться в условиях изменения ценностных ориентиров, введен сквозной курс “Основы правовых знаний” в 7-8-х классах и “Право и экономика” в 9-10-х классах;

3) учебный курс “Физкультура” по-прежнему интегрируется с изучением основ безопасности жизнедеятельности, но в 9-10-х классах на него выделяется по 2 часа, поскольку вся предварительная учебная деятельность предполагает сформированность у школьников к этому возрасту индивидуальных запросов и интересов в физическом воспитании и перенос акцентов на внеурочную работу в спортивных кружках и секциях;

4) начиная с 6-го класса, в предметной области “Технология” выделяется 1 час на курс “Основы компьютерных технологий”, подготавливающий учащихся к деятельности в условиях компьютеризации и информатизации всех сфер человеческой деятельности;

5) в образовательной области “Естествознание” в 5-6-х классах включается интегрированный курс “Окружающий мир и его закономерности”, с 7-го класса осуществляется переход на линейные курсы (физика, биология, а потом и химия);

6) все образовательные области призваны обеспечить реализацию содержания образования в объеме действующего минимума содержания образования, а в перспективе образовательного стандарта;

7) в целях обеспечения индивидуализации обучения предусматривается деление класса на подгруппы при изучении информатики, труда, иностранного языка, в 9-10-х классах – физкультуры (раздельно юноши и девушки); а также деление на подгруппы при выполнении лабораторных и практических работ по химии, физике, биологии, русскому языку.

III ступень

На III ступени образования выделены четыре приоритетных профильных направления, дающих выпускнику возможность профессионального выбора, реализации идей непрерывного образования при сохранении базового ядра образования.

1. Естественно-научная профилизация (усиливаются образовательная область

“Естествознание”: физика; химия; биология.

“Технология” – черчение).

2. Гуманитарная профилизация (усиливаются образовательные области

“Филология”: литература; русский язык; иностранный язык;

“Обществознание”: право; обществознание; экономика).

3. Художественно-эстетическая профилизация (усиливаются образовательные области

“Филология”: литература; русский язык; иностранный язык.

“Обществознание”: культурология; МХК).

4. Информационная профилизация (усиливаются образовательные области

“Математика”: алгебра и начала анализа; информатика.

“Естествознание” – физика.

“Технология”: формальная логика; ЭВМ и искусственный интеллект).

В учебном плане предусматриваются лишь часы, обеспечивающие базовое ядро образования.

Обучение по профильным направлениям строится на основе индивидуальных учебных планов для каждого ученика.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте