Трагедия, произошедшая в керченском колледже, безусловно, огромная беда для родителей погибших и пострадавших детей. Любой здравый человек выражает свое соболезнование и переживает этот трагический случай. Ни о какой спекуляции на этой трагедии не может быть и речи. Но позвольте и мне, педагогу с более чем пятидесятилетним стажем, продолжающему работу с детьми уже на общественных началах и по зову сердца, выразить свое мнение.
Вот и мы догнали западный мир в плане агрессии, теперь и в нашей стране стали происходить массовые расстрелы в детских учреждениях, о которых мы раньше знали только из зарубежной хроники. Конечно, сейчас начнутся большие административные разборки, наказания, увольнения, усиление надзорных и охранных мер, но это все из серии поиска и наказания «стрелочников». Давайте же посмотрим правде в глаза.Керченская трагедия – закономерный и прогнозируемый результат реформирования отечественного образования малокомпетентными чиновниками, не обладающими профессиональными данными и практически не имеющими отношения к нашей стране. Между тем всем очевидно: не может решать вопросы образования и заниматься законотворчеством управленец, дети которого обучаются за рубежом, имеющий там недвижимость и переправивший за рубеж свои финансы.Но Бог с ними, с чиновниками. Давайте разберемся в существе проблемы. Учитель, равно как и охранник, и уборщица в образовательном учреждении, стал обслуживающим персоналом. Он уже не может сделать учащемуся даже уместное замечание, не рискуя получить административное взыскание, выслушать долгие претензии родителей. Воспитание перестало быть не только приоритетом деятельности образовательного учреждения, но зачастую вообще осуществляется непонятно кем и для чего.Я не принимаю в расчет обязательные формальные мероприятия, посвященные праздникам, историческим датам, или пресловутый термин «патриотическое воспитание», отчеты о котором стали обязательным административным требованием. Что же остается в компетенции педагога, то оно сводится к преподаванию (иногда виртуально) своего предмета, заполнению многочисленных форм электронного учета, обеспечению поборов с родителей на ремонт, оборудование класса, охрану, экскурсии и прочее. Не надо думать и говорить о том, что это незаконно. Это происходит в нашей жизни сплошь и рядом.Но учебное время, даже лишенное воспитательного влияния со стороны педагога, – это только часть дня. А внеучебное время, как организуется оно? В еще обозримом для нас советском периоде в Министерстве просвещения России существовало управление воспитательной работы, повсеместно работали внешкольные учреждения, сеть которых постоянно расширялась. Сейчас же в результате реформирования и оптимизации таких учреждений кот наплакал. Ребенка воспитывают телевизор и Интернет. Инициативный педагог, желающий организовать работу с детьми во второй половине дня, на выходных и в каникулярное время, утонет в оформлении разрешительных документов, а заодно и возложит на себя непомерный риск ответственности за любые организационные действия. Родители сейчас тоже не на стороне педагога, а потому поддерживают завышенные и зачастую избыточные требования к обеспечению детской безопасности. Летом у меня был случай, когда родительница потребовала от педагога расписку, что он принял у нее ребенка для выезда на природу. Многие ли захотят после этого чем-то заниматься с детьми? Куда проще стать урокодателями и выполнять только то, что от них требуют начальники.Чем же занять себя подростку? Платные кружки не всем по карману, творческие и спортивные секции требуют определенных данных, родители заняты на работе, бабушки и дедушки вынуждены работать, даже находясь на пенсии. Вот и коротает он время за компьютером или на улице безо всякого надзора. Дворовые клубы остались в прошлом. Даже в богатой Москве, у которой хватает денег на праздничные фейерверки, сейчас введена норма оплаты коммунальных расходов общественными клубами по месту жительства, даже для тех, которые работают на безвозмездной основе с наиболее уязвимыми социальными категориями населения.Это все предопределяет печальный результат – безнадзорный (или живущий в своем мире) подросток, не занятый делом, не верящий в возможность правильной в классическом понимании жизни и будущей успешной профессиональной реализации, становится потенциально опасным и для своей семьи, и для своих сверстников, и для общества.Кто в этом виноват? Однозначно правящий класс, игнорирующий воспитательные потребности и тенденции общественного развития.Что делать? Вернуть педагогику в образовательные учреждения, перестать их рассматривать как подготовительные курсы к пресловутым ЕГЭ, кардинально пересмотреть требования к труду учителя и педагогическому процессу в целом, всемерно развивать разные формы внеучебной деятельности и содержательного досуга в воспитывающих, в первую очередь клубных, коллективах, вернуть в образовательные учреждения туризм и краеведение как продуктивную универсальную воспитательную технологию.
А самое главное – перестать подобно страусам зарывать голову в песок, не видя, что происходящее в отечественном образовании разрушает страну и лишает будущего ее подростков. Хватит растить молодых карьеристов-псевдолидеров, угождающих власти. Пора прекратить делать ставку на талантливых молодых управленцев, освобождая для них места, по праву занимаемые опытными возрастными специалистами. Понимаю, что не открываю Америку, ибо об этом же публично заявляют признанные авторитетные педагоги и общественные деятели. Я не знаю, как призвать власть к тому, чтобы здравое профессиональное мнение и выражение ответственной гражданской позиции были услышаны и учтены, иначе мы все беззащитны перед угрозой подросткового терроризма.
Александр МИНДЕЛЬ, руководитель НКО «Образование. Спорт. Реабилитация», член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ, заслуженный путешественник России, Москва
Комментарии