search
main
0

Законодательные новеллы. Требования к работодателям ужесточены

6 октября вступит в силу Федеральный закон №90-ФЗ от 30 июня 2006 года, который вносит многочисленные поправки в Трудовой кодекс РФ. Изменен порядок заключения и расторжения трудового договора, расчета отпускных… Значительные изменения коснулись и вопросов, связанных с охраной труда.

Прежде всего признаны утратившими силу два законодательных акта Российской Федерации, в которых напрямую затрагиваются вопросы защиты прав и интересов работающих на охрану труда, а именно:

– Закон РФ от 11 марта 1992 года №2490-I «О коллективных договорах и соглашениях»;

– Федеральный закон от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Признается также не действующим на территории Российской Федерации Закон СССР от 10 декабря 1990 года №1818-I «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

Теперь разделы и главы, касающиеся охраны труда, которые ранее содержались в этих законодательных актах, включены в Трудовой кодекс. Тем самым исключено дублирование одних и тех же положений.

Но есть и новшества.

Самое существенное – это обязанность каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек (ранее эта цифра составляла 100 человек), создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и (или) опыт работы в этой должности.

При отсутствии такой службы или специалиста по охране труда введено право руководителя организации самостоятельно осуществлять эти функции, либо возложить их приказом или распоряжением на другого работника организации, специально обученного и аттестованного по вопросам безопасности труда. Как и ранее, работодатель имеет право в этом случае привлечь организацию, имеющую соответствующую аккредитацию, или аттестованного специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.

Структура и численность работников службы охраны труда в организации определяются работодателем.

Таким образом, в нынешней редакции ст.217 Трудового кодекса ужесточены требования к работодателям (руководителям учреждений, организаций, в том числе и бюджетной сферы) по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. Четко и однозначно предписано, в каких организациях создаются службы охраны труда, что необходимо делать в случае их отсутствия и кто может быть официально привлечен для этой работы.

Следует особо подчеркнуть, что согласно новой редакции ТК РФ теперь многие образовательные учреждения, где численность работающих превышает 50 человек, должны вводить в штат или привлекать по договору специалиста по охране труда, а в некоторых случаях создавать службы охраны труда.

Другое важное новшество внесено в статью 226 Трудового кодекса в части обязательного финансирования улучшения условий и охраны труда, а также минимального размера финансирования – не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Таким образом, по сравнению с прежней нормой (0,1%) финансирование мероприятий по охране труда увеличивается в два раза.

Расширен перечень основных направлений государственной политики в области охраны труда. К 17 основным направлениям, перечисленным в старой редакции ТК РФ, добавлены еще два:

– установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– государственная экспертиза условий труда.

В статье 209 ТК РФ среди прочих основных понятий по охране труда даны определения этих направлений, а именно:

«Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда»;

«Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда».

Государственной экспертизе условий труда в Трудовом кодексе посвящена новая статья 2161, которая устанавливает цели и основания проведения государственной экспертизы условий труда, права и обязанности лиц, ее осуществляющих.

Изложена в новой редакции статья 219 «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда».

В статью дополнительно включены новые части 2-4, согласно которым размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством России, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективным договором или локальным нормативным актом могут устанавливаться повышенные или дополнительные компенсации.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест или заключением государственной экспертизы, компенсация работникам не устанавливается.

Претерпела несколько изменений и статья 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты».

Теперь работодателю (руководителю организации, учреждения) предоставлено право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников. Улучшенные нормы могут быть установлены только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Значительные изменения внесены в статьи Трудового кодекса, регламентирующие расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.

Трудовой кодекс РФ в этом направлении деятельности по охране труда дополнен несколькими статьями:

статья 2281 «Порядок извещения о несчастных случаях», в которой подробным образом излагается порядок извещения о несчастных случаях, включая перечень инстанций, которые должны быть проинформированы о происшедшем;

статья 2291 «Сроки расследования несчастных случаев», где указывается, что в зависимости от тяжести повреждения здоровья срок расследования несчастного случая составляет от 3 до 15 дней.

Срок расследования может быть продлен не более чем на 15 дней. В особых случаях указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии по расследованию несчастного случая.

Для несчастного случая, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, срок расследования определен – один месяц со дня поступления заявления от пострадавшего или его представителя;

статья 2292 «Порядок проведения расследования несчастных случаев».

Данная статья предусматривает порядок проведения расследования каждого несчастного случая; приводит перечень документов, подлежащих включению в материалы расследования (конкретный перечень материалов определяется председателем комиссии по расследованию в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая); определяет обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования несчастного случая; устанавливает, что в зависимости от конкретных обстоятельств несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством:

– смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке;

– смерть или повреждение здоровья в результате алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подтвержденные заключением медицинской организации;

– несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние;

статья 2293 «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», в которой установлены основания для проведения дополнительных расследований государственным инспектором труда. Ими являются:

– выявление сокрытого несчастного случая;

– поступление жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), либо лица, состоявшего с ним в близком родстве, о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

При этом проводится дополнительное расследование независимо от срока давности несчастного случая.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда.

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем);

статья 2301 «Порядок регистрации и учета несчастных случаев».

В новой статье содержится подробный порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве. В прежней редакции эти требования были рассредоточены по различным статьям кодекса, что создавало неудобства на заключительном этапе расследования несчастного случая.

Остальные статьи Трудового кодекса, касающиеся расследования и учета несчастных случаев на производстве (227 – 231) претерпели серьезные редакционные и смысловые изменения, но о них мы более подробно расскажем в следующих номерах газеты.

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте