Министерство образования и науки РФ продолжает доработку законопроекта «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования)».
Официально
По мнению разработчиков, этот закон обеспечит участие работодателей в процессе формирования заказа, подготовке и контроле качества профессионального образования. Законы, дающие такие права работодателям, есть, но их нормы неконкретны и не обеспечены действенными механизмами реализации этих прав. Новый закон должен свести на нет такие изъяны в правовой сфере. Что же предлагается?
Перво-наперво будут внесены изменения и дополнения в Закон «Об объединениях работодателей» 2002 года №156. В соответствии с ними общероссийские объединения работодателей и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей получат право на участие в подготовке проектов федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся подготовки профессиональных кадров и затрагивающих интересы работодателей, а также в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах, федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профобразования, в аттестации образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы любого уровня. С учетом мнения работодателей Правительство РФ будет утверждать перечни направлений подготовки специалистов ВПО, СПО и НПО.
Все федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы профобразования, смогут информировать объединения работодателей о планах законопроектных работ, разработки иных нормативных правовых актов в сфере профессионального образования, государственных образовательных стандартах профобразования и графиках аттестации этих образовательных учреждений. Органы исполнительной власти будут формировать экспертные советы, комиссии и рабочие группы по законопроектной работе, подготовке проектов нормативных правовых актов, разработке прогноза потребности экономики в профкадрах, федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профобразования, аттестации этих образовательных учреждений с участием представителей объединений работодателей. Но работодатели в свою очередь должны будут информировать федеральные органы исполнительной власти о состоянии подготовки профкадров и рынке труда.
Изменениям подвергнется и Закон «Об образовании», который в основном защищал отрасль и ее работников от вмешательства извне, но привел к тому, что стихийные структурные деформации в сфере образования привели к несоответствию структуры и содержания подготовки кадров перспективным потребностям рынка труда. В результате экономика страны перестала получать в достаточном количестве необходимые профессиональные кадры.
Изменения и дополнения, которые будут внесены в Закон РФ «Об образовании», разрешат представителям общероссийских объединений работодателей участвовать в разработке федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, участвовать в аттестации образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы. Кроме того, перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования будет составляться, исходя из интересов обеспечения обороны страны и государственной безопасности, спроса на квалифицированные кадры, с учетом мнения общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, определение порядка установления перечня направлений подготовки.
Специалисты полагают, что принятие такого закона создаст предпосылки для устранения несоответствия между спросом и предложением на рынке труда, положительно скажется на качестве профессионального образования, будет способствовать повышению социальной активности объединений работодателей, которые могут сыграть значительную роль в создании адресной системы профессионального образования.
Работодатели – за…
Как оценивают предлагаемый законопроект работодатели, мы попытались узнать у директора Дирекции по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями Всероссийского координационного совета объединений работодателей Вячеслава РОЖКОВА.
– Вячеслав Петрович, вы участвовали во многих обсуждениях законопроекта и, наверное, уже сформировали свое отношение к этому документу. Какое оно?
– Дело в том, что сегодня работодатели и так очень много помогают профессиональному образованию на всех его ступенях. Главное, ради чего они идут на это, – получение качественного специалиста. Чем раньше работодатель начинает устанавливать контакт с потенциальным работником, тем качественнее он получит специалиста, тем больше получит отдачу.
– Но министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко все время ратует за изменение роли работодателя: пока он дает деньги, тем и ограничивается, а ему предлагают диктовать, кого, как, в каком количестве и кому готовить, экспертировать программы и аккредитовывать учебные заведения. Работодатель, на ваш взгляд, к этому готов?
– Пока в законодательстве этого нет, но дело к этому идет. А почему бы и нет? Давайте откровенно: у нас сейчас столько учебных заведений, начиная со школ, что, с одной стороны, родители теряются, куда вести ребенка, с другой стороны, из-за нехватки качественных педагогических кадров уровень образования падает, в-третьих, выбрасываются на улицу те молодые люди, которые никому не нужны, потому что их подготовили не так, как надо. Они достигли своей цели – получили диплом о профессиональном образовании, родители реализовали свою мечту – дали ребенку образование и спокойны за их судьбу. У каждого есть свой интерес, и он удовлетворен. А работодатель от этого ничего не получает.
– Но вот теперь появляется закон, который позволяет сделать по уму многое. Он, на ваш взгляд, нужен?
– Он меня устраивает пока с одной позиции – с позиции того, что государство официально объявляет своим партнером в деле создания образовательного рынка тех, для кого система образования готовит кадры.
– А чего в законе недостает?
– Работодатель должен получить выгоду не только в том, что получит квалифицированную рабочую силу, мы считаем, что у него в дальнейшем должны быть какие-то определенные преференции. Но это не может быть даровано новым законопроектом. Преференции могут быть получены, если работодатель станет учредителем образовательного учреждения и сможет немного по-другому с ним работать. Самый больной вопрос – оснащение учреждения оборудованием. Покупая за несколько миллионов долларов современное оборудование, работодатель не может сейчас «омертвить» его в учебной базе, его надо в этом заинтересовать, дать понять, почему это может быть ему выгодно. Практика на предприятии обходится работодателю дорого, поэтому он должен доплачивать мастерам и рабочим и понимать, зачем он это делает, какая ему от этого выгода. Выгоду, преференции он получит, если будут внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс, то есть проведена работа еще с одним законом.
…А профсоюзы – против
Эксперты ЦК Профсоюза работников народного образования и науки проанализировали законопроект и сделали вывод, что его нужно серьезно дорабатывать. Резоны такие:
законопроект не предусматривает участия общероссийских профсоюзов и их объединений в прогнозировании, мониторинге потребностей в профессиональных кадрах, разработке стандартов профобразования и процедурах контроля качества образования;
предмет правового регулирования законопроекта должен рассматриваться в контексте социального партнерства в сфере труда;
согласно Трудовому кодексу система социального партнерства предполагает взаимоотношения трех сторон – работников, работодателей и органов местного самоуправления, а в законопроекте речь идет только о федеральных органах власти;
суть законопроекта – сбалансированный подход к обеспечению различных секторов экономики квалифицированной рабочей силой, к борьбе с сокращением рабочих мест и безработицей, а это непосредственно связано с правом профсоюзов на содействие занятости согласно Закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В этом смысле есть богатый мировой опыт взаимодействия государства, работодателей и профсоюзов.
Позиция
Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке:
– Общественный совет по профессиональному образованию при нашем комитете уже неоднократно рассматривал и обсуждал законопроект об участии работодателей в подготовке кадров, который представляет собой внесение дополнений и изменений в действующие законы. Однако пока мы не можем сказать, что законопроект решает проблему взаимодействия с работодателями. Он как бы разделен на две части. Одна – работодатель дает информацию о рынке труда, о прогнозе потребности в специалистах в данной отрасли, предприятии и так далее, но это, по закону, не его обязанность, а просто его право, желание, может быть, даже добровольный шаг навстречу. Пока мы не нашли рычага, который бы сделал все это государственной обязанностью работодателя, заинтересовал его в такой работе. Нам ведь не так и много надо – информацию работодателя, сколько и каких специалистов ему нужно, а следовательно, сколько и каких специалистов он точно может взять на работу. Вторая часть – информация о производственной практике для всех ступеней профессионального образования. У нас ведь практически нет высокотехнологичной, оснащенной на современном уровне базы для практической подготовки будущих специалистов, нет того импульса, который бы подталкивал работодателя к предоставлению таких баз на своих предприятиях. Тут опять то же самое: хочет – возьмет на практику, не хочет – не возьмет.
Комментарии