Звонок в корпункт. Возмущенный голос в телефонной трубке:
– В нашем интернате творится терроризм по отношению к преподавателям! Вот уже неделю специально срываются уроки физики! А на носу, между прочим, выпускные экзамены. Что прикажете делать?
– Подождите, да кто это говорит?..
– Кто, кто… Физик и говорит! Демин Олег Николаевич.
“Мне осталось вытереть об вас ноги…”
Бунтующие одиннадцатиклассники из интерната N 2 попались мне на глаза сразу же, как только я переступила порог учебного заведения. Звонок с урока еще не прозвенел, так что разговаривать с прессой было некогда. Народ был страшно занят. Вешали шторы на окна в вестибюле.
Директор интерната, Галина Грипич, узнав цель моего визита, молча протянула кипу исписанных детским почерком листов, вырванных из тетрадей в клеточку.
– Читайте. Мне кажется, к этому не нужны никакие комментарии…
Беру первый, датированный октябрем 2000 года.
“Заявление директору школы-интерната N 2 Грипич Г.В. от учеников 11-го класса.
5.10.2000 года на уроке физики учитель в присутствии 4 человек оскорбил Завгороднюю Женю, назвав ее лошадью. А также, вызывая к доске, называет ее “городничий”, “яблоко”, “огород”.
Евдокимову Дашу учитель физики оскорбляет, называя “кобылой”. А также в присутствии всего класса посылает “к чертовой матери”, “на хрен”. После прихода мамы он позвал Дашу в свой кабинет и сказал, что если мама еще раз придет в школу по поводу физики и астрономии, то он завалит ее по своим предметам, и у нее не будет оценки выше “3” и “2”.
27.10.2000г. на уроке астрономии Демин О.Н. назвал Дорощенко Млаву “зачуханной Мальвиной”, на уроках неоднократно обзывает, оскорбляет, посылает. Называл ее “дурой”, “тупой”. При объяснении темы задал ей вопрос, но она его не расслышала и переспросила, а он в свою очередь сказал: “Пошла на хрен”.
26.10.2000г. Демин всему классу сказал: “Мне осталось вытереть об вас ноги и продолжить урок дальше”. Постоянно на уроках говорит: “Когда закроют эту лавочку?”
– Ученики пришли ко мне буквально сразу же после того, как меня в октябре прошлого года назначили директором, – рассказывает Галина Владимировна. – Когда я разобралась в ситуации, честно говоря, просто была шокирована. Вызвала Демина, поговорила с ним, беседовала с ребятами, побывала на уроках физики и астрономии. Самое обидное, что ведь учитель Олег Николаевич прекрасный! Мне очень нравится, как он дает материал, преподаватель увлеченный, его кабинет физики, который он буквально из ничего слепил своими руками, – один из лучших в городе! Когда была на его уроке астрономии, заслушалась, казалось бы, так все понятно рассказывает. А ребята мне говорят: “Мы ничего не поняли!” Как же так, спрашиваю? Они отвечают: “Мы его так боимся, что до нас ничего не доходит!” Еще один момент, который волей-неволей приходится учитывать: Демин – инвалид 1-й группы по зрению. Ему уже 60 лет. Сами понимаете, по-человечески его просто жаль…
По словам Галины Владимировны, в октябре конфликт удалось как-то замять. Ребята, памятуя уговоры директора, видимо, решили пересидеть оставшиеся до окончания школы месяцы без скандала. Не получилось…
Педсовет закончился “скорой помощью”
Спичку к бочке с порохом Олег Николаевич собственными руками поднес на прошедшем перед началом четвертой четверти педсовете. Демин категорично заявил, что двум ученикам из 11-го класса он поставит двойки в четверти и соответственно в аттестате. Пикантность ситуации была в том, что неуспевающими по физике оказались сын учителя математики того же интерната N 2 Татьяна Серенщиковой и внук преподавателя русского языка Валентины Сусловой. Причем вопрос правомерности подобных оценок у большинства преподавателей вызывал явное сомнение, потому что весь коллектив хорошо знал о давнем межличностном конфликте означенных педагогов.
Когда Татьяна Серенщикова услышала, что ее Петьке грозит “два” по физике в аттестате, а значит, длинный широкий коридор вместо перспективы дальнейшего образования, ей стало плохо. Скакнуло давление, и педсовет закончился прибытием “скорой помощи”…
Когда об этом узнали ребята, а потом за ними родители, произошло спонтанное общее собрание. А вслед за ним на свет появилось еще одно заявление, поставившее крест на уроках физики у выпускников.
“Директору школы-интерната N 2 Грипич Г.В. от родителей и учащихся 11-го класса.
Просим вас отозвать учителя физики и астрономии от преподавания этих предметов в 11-м классе вашей школы в связи с тем, что Демин О.Н. предвзято относится к детям, наносит им оскорбления нецензурной бранью, присвоил каждому учащемуся кличку, несправедливо оценивает ответ учащегося. На улаживание конфликтов не идет. С 3 апреля уроки Демина О.Н. посещать не будем”.
Под этим документом подписи 14 учеников и 9 родителей.
Со щитом или на щите…
Говорили все по очереди, не скрывая фамилий, отличники, хорошисты, троечники и те самые двоечники…Впрочем, отличников по физике в 11-м классе не нашлось. Даже у умницы Жени Завгородней, имеющей круглые пятерки по всем остальным предметам, по физике и астрономии – четверки. Поэтому “золота” девочка не получит, разве что “серебро”…
– Нас оценивают несправедливо, – говорит Света Киселева. – Учитель может спросить формулы, которые мы еще не проходили. Постоянно оскорбляет. У мальчиков шарит по карманам, ищет “шпоры”, а нам, девочкам, может залезть под сарафан!
– Мы параграфы по физике и астрономии наизусть зазубриваем, как стих! – рассказывает Евдокимова Даша. – Если в каком-то слове ошибешься, считай, что учил-то зря. Выше тройки не получишь.
К слову, об оценках. Заглянув в классный журнал, я смогла наглядно убедиться, что у “неисправимого двоечника” Серенщикова в четверти вместе с парой по физике еще шесть четверок и одна пятерка. Удивление вызвала также динамика оценок после “октябрьской стачки”. До осеннего конфликта оценки у ребят шли более-менее приличные, в начале ноября по журналу косяками поплыли лебеди, то бишь двойки.
– Да что там оценки! Надоело постоянно выслушивать одно и то же – коровы, лошади, кобылы, – говорит Тарабарова Яна. – А вон Дениса Суслова на физике постоянно в Бурятию посылают. Как будто Денис виноват, что он бурят! Сначала учитель физики матерится на уроках, а потом заявляет, да ладно, что вы, это я пошутил! Ну сколько можно это терпеть? Мы, между прочим, уже взрослые люди, и у нас тоже есть чувство собственного достоинства. Ладно, мы в этом году оканчиваем школу, но ведь у Олега Николаевича уроки и в младших классах, где он ведет себя точно так же, если не хуже. Уж мы-то знаем…
К сожалению, девочка была совершенно права. Потому что у меня на руках была копия еще одного заявления, правомерность которого после разговора с ребятами лично у меня не вызывала уже никаких сомнений.
“Директору школы-интерната от опекуна Ненюковой Натальи Семеновны.
Довожу до вашего сведения, что на уроке физики учитель разбил нос моему внуку, ученику 7-го “Б” класса Андронову Роману. Прошу вас разобраться с этим инцидентом”.
Но в 7-й “Б” я уже не пошла. А направилась к Демину Олегу Николаевичу…
“Надо как-то потерпеть друг друга!..”
На первый взгляд все правда. И прекрасный кабинет с массой наглядных пособий, и грамоты с выставок, и даже развернутый стенд, долгое время висевший в институте усовершенствования учителей, наглядно свидетельствующий о том, какой хороший учитель физики в интернате N 2.
Цитирую: “Глубокое знание предмета, большой жизненный опыт обеспечивают учителю непререкаемый авторитет среди учащихся и уважение коллег”.
Мы долго беседуем о жизни, о работе, о былых достижениях и любимых учениках, которые даже несколько лет назад помогли отремонтировать кабинет, скинувшись на строительные материалы. Наверняка у тех ребят не было никаких проблем с их учителем.
– Так что же происходит сейчас, Олег Николаевич? Дети не ходят на уроки, говорят об оскорблениях и даже о рукоприкладстве?..
Учитель нервничает и курит, одну за одной, дешевенькую едкую “Приму”. Мне кажется, ему нечего мне сказать, и, по правде, уж лучше бы он молчал!
– В отношении меня творится терроризм! Собирают всю грязь! Да, я использую некоторые накатанные выражения, но они есть у каждого человека. Вот цирковая лошадь, например. Я и дома так иногда говорю. “Мальвина задрипанная”? А что здесь такого? Задрипанная в моем понимании означает “никудышная”, а мне какой-то половой смысл приплетают. Вы с литератором по этому поводу проконсультируйтесь или в словарь Ожегова загляните! Я же в сравнительном плане всегда говорю. Я только в одном плане однажды сказал: “Да пошел ты на хер!” Но это меня довели просто. Надо как-то потерпеть друг друга, а не забастовки устраивать. Экзамены на носу! А насчет мальчика этого, Андронова, знаете, давайте про это не будем!..
Сложно разобраться в истоках подобных поступков. По отзывам коллег Олега Николаевича, когда-то давно он и в самом деле был любимым детьми преподавателем. В интернате N 2 Демин работал с 1969 по 1977 год. Потом ушел, как говорят, “в моря”, на заработки, в гидрографическую службу флота. В 1982 году вернулся в сферу народного образования, но уже на административные должности. Крест на карьере поставил несчастный случай десять лет назад. Олег Николаевич практически потерял зрение, получил 1-ю группу инвалидности. И… вернулся в школу. До 1995 года преподавал физику в школе N 23 Владивостока. Не сработался. Причина – та же.
– Наверное, в том, что Демин ведет себя подобным образом, есть много причин, и социальных, и психологических, – считает директор интерната Галина Грипич. – Да и возраст – 60 лет – тоже играет свою роль. Учитель – это очень сложная, нервная профессия, требующая больших душевных затрат, выдержки и самоотдачи. И если очевидно, что ты уже не способен быть на этом месте, очень важно вовремя уметь уйти. Потому что мы работаем с детьми, и они никоим образом не должны страдать!
Между тем скандал в интернате N 2 развивается по возрастающей. Олег Демин намерен подать в суд на директора учебного заведения, которая отстранила-таки учителя физики от уроков в 11-м классе, заменив его другим преподавателем. А на стол Галины Грипич легло еще одно заявление от мамы одного из учеников 7-го класса, касающееся Демина. Тема та же. Педагог посмел поднять руку на ребенка…
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии