– А это, можно сказать, мозг нашего центра, – услышала я. Действительно, как иначе назовешь просторное помещение с рядами компьютеров. Здесь анализируются, выверяются, сравниваются данные, полученные в результате массового тестирования.
Я уже была наслышана о работе Регионального центра мониторинга в образовании. В Самарской области создана и успешно действует система оценки качества образования. А она, эта оценка, как точно выразился мой собеседник кандидат педагогических наук Илья Александрович Полушкин, – наиболее ощутимый индикатор деятельности образовательной системы.
О работе центра директор Полушкин может рассказывать часами. Я даже представить не могла, что так вдохновенно и образно можно говорить о тестах, КИМах, цифрах…
Как оценить качество образования? Несомненно, введение ЕГЭ позволило получить более объективную картину. Но этого, по мнению Полушкина, мало. Недостаточно знать результаты на выходе из 11-го класса, чтобы иметь полную картину. В региональной системе оценки качества уже заложена государственная (итоговая) аттестация девятиклассников. Пока еще, конечно, только в режиме эксперимента. Но первый шаг сделан. Девятиклассникам не нужно будет ехать в другую школу, экзамен планируется проводить в родных стенах, в привычной обстановке. В перспективе уже в следующем году начнется работа по созданию системы оценки уровня обученности малышей начальной школы, то есть четвероклассников.
– Мы хотим видеть реальную картину, – поясняет Илья Александрович. – Да, мы сегодня с помощью ЕГЭ знаем, как работают педагоги в выпускных классах. А основная школа, начальная остается в стороне. Получается, сама себе сдает экзамен.
– Но вы понимаете, что для учителей и учеников такое тестирование – дополнительный стресс, – пытаюсь я возразить, – представляю, как встревожены учителя.
– А почему учителя должны бояться объективности? Мы ведь своего рода градусник. Разве не нужно знать всем, как справляется с теми или иными проблемами живой организм – школа. Я не сторонник каких-то революционных мер – применения карательных санкций к школам и учителям. Нам надо видеть реальную картину. Нельзя врать друг другу. Мы должны знать, куда плывет корабль под названием «Образование».
Оказалось Илья Полушкин – бывший морской штурман. Недаром в разговоре то и дело возникали термины «курс», «пеленг». А что, и правда, соглашаюсь я с ним, работа штурмана – тот же мониторинг. Штурман стоит на мостике и наблюдает за окружающей обстановкой. Чтобы определить местонахождение судна и не налететь на скалы, нужно быть очень точным. И невозможно по одному пеленгу – маяку определить, куда же плыть? Самый точный метод – это три пеленга. Ну теперь понятно, почему нужно обязательно вводить тестирование в начальной школе. Чтобы не сбиться с верного курса. Закон трех пеленгов, пожалуй, можно распространить на многие явления нашей жизни. Надо об этом подумать на досуге. А пока продолжим разговор с интересным собеседником. Кстати, Илья Александрович – основатель известной в Самаре школы «Диалог». Название ему подсказал любимый философ Платон. До сих пор хранит Илья Александрович толстые тетради с конспектами работ философа. Верно, ничто с нами не случается просто так. Школа «Диалог», где учатся слушать и слышать друг друга, берет начало именно из того юношеского увлечения работами философа.
А что сегодня? Важно установить эффективную обратную связь между всеми участниками образовательного процесса. Повысить объективность контроля и оценки учебных достижений школьников и студентов. Это всего лишь часть задач, которые удается решать Самарскому центру мониторинга в образовании. Поистине здесь родилась уникальная региональная система оценки качества образования.
– Мы используем при аттестации школ информационные компьютерные технологии, – рассказывает Илья Александрович. – Тестирование не должно вызывать у детей и взрослых страх и шок. Представляете картину, приезжают «тестологи», раздают задания, собирают результаты и молча уезжают. Дети в страхе, взрослые в шоке. Руководитель узнает последним о результатах. Все в секрете, процедуры максимально закрыты. А почему не сделать иначе? Информационные технологии позволяют сделать процедуру тестирования максимально открытой. Пусть взрослые, будь то родитель или директор, губернатор или министр, одновременно видят объективную картину происходящего. Как, к примеру, в той или другой школе ученики справляются с заданиями.
Сегодня возможно обеспечить сопоставимость результатов массового тестирования. И в Самарском центре это уже начали внедрять. Получает развитие и внутришкольный мониторинг.
В этом году около пятидесяти школ области дали заявки на проведение внутришкольного мониторинга. Как оказалось, нередко субъективные ощущения мешают верно оценить работу школы. Всего один пример. Директор одной из школ был убежден, что учитель, преподающий географию, – просто находка для школы. Еще бы, преподаватель вуза, пользуется авторитетом у студентов. Но тестирование в конце года показало низкий уровень знаний его учеников. По сути дела, за год они ничему не научились.
Директор приехал в центр вместе с учителем, мол, не может быть, давайте разберемся. Посмотрел и задания и ответы учеников. После молча уехал. Все было ясно.
Конечно, жаль учителя, жаль директора. А учеников разве не жаль?
Введение ЕГЭ позволило избежать субъективности при оценке знаний выпускников. Необходимо создавать систему многоуровнего мониторинга качества образования. И в Самарской области это успешно делают.
Комментарии