Государственная Дума РФ приняла Закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…», который существенным образом изменил 155 ранее принятых законов. Этому предшествовала нешуточная борьба. Наивные люди думали, что со 2 на 3 августа второе чтение перенесено потому, что Дума не успевает подготовить все поправки. На самом деле напрашивается совсем другое предположение: чтобы провести митинг или другую акцию, нужно заранее испрашивать у властей разрешение. Так было сделано и на этот раз, но, памятуя, каким бурным было волеизъявление народа перед первым чтением, скорее всего «партия власти» решила передвинуть обсуждение на один день.
Досье «УГ»Информация к сведениюПОПРАВКИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ КОМИТЕТОМ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ГД РФ И ПРИНЯТЫЕ ГОСДУМОЙ РФ: Уточнено место ФПРО как организационной основы государственной политики в области образования. Сохранено право образовательных учреждений на разработку и принятие своего устава для последующего утверждения учредителем. Восстановлено право образовательного учреждения выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сохранены прежние условия выдачи лицензии образовательному учреждению, обусловлены наличием договора на аренду или права собственности на учебно-материальную базу. Конкретизированы основные положения, касающиеся деятельности негосударственных образовательных учреждений. Сохранен объем полномочий образовательного учреждения по установлению фонда и размера заработной платы, надбавок и премий. В полном объеме образовательным учреждениям дано право распоряжения денежными средствами, полученными из внебюджетных источников. Отрегулированы вопросы о порядке создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. Значительно снята напряженность по проблеме законодательного обеспечения права предоставления сельским учителям бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. В особом ряду стоит решение об увеличении с 5 до 25 процентов размера общего стипендиального фонда суммы для поддержки нуждающихся студентов Удалось исправить ошибки относительно школьных библиотек, библиотек академий наук, образовательных и научных организаций. Восстановлено право государственных научных фондов финансировать инновационные и опытно-конструкторские проекты. Сохранено право академий, имеющих государственный статус, и государственных научных организаций на распределение средств, получаемых за аренду имущества. Закреплена организационно-правовая форма государственных фондов поддержки науки в виде учреждений. Приняты поправки, касающиеся установления критериев по присвоению статуса наукоградов. Снята напряженность по этому поводу в научном сообществе. Найдено решение для сохранения в едином образовательном пространстве научных организаций и вузов.
2 августа Дума разбиралась с Бюджетным кодексом, а милиция на площади Революции – с оппозиционно настроенными гражданами. Стражи порядка требовали, чтобы граждане вели себя прилично, не устраивали драк и сидячих забастовок под стенами Думы, наиболее активных задерживали и препровождали. А граждане настаивали на своем праве протестовать, произносили жаркие речи, пытались прорваться к Думе, чтобы депутаты видели реакцию народа на принимаемые ими законы.
В это время депутаты разбирались с поправками в Бюджетный кодекс, коих после первого чтения осенью прошлого года набралось несколько тысяч. В 10 глав нынешнего Бюджетного кодекса вносили изменения в логике административной реформы системы государственной власти и межбюджетных отношений, которая идет по установленному сценарию. Сначала были приняты 95-й и 131-й законы, регламентирующие разделение полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными уровнями, затем – поправки в Налоговый кодекс. Так медленно, но верно власть подходила к изменениям в Бюджетный кодекс.
С тысячами бюджетных поправок депутаты покончили в течение часа, и такое экспресс-рассмотрение стало репетицией работы на следующий день. На самом деле торопиться депутатам не надо было. Ведь, по сути дела, они определяли материальную основу для изменения всего социального законодательства. При том, что на плечи регионов сбрасывается огромное количество полномочий, нужно было понять, за счет чего они смогут их оплачивать. Теперь у нас в стране будет четырехуровневая бюджетная система: к федеральному и региональным бюджетам добавятся бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты городских и сельских поселений. Правительство отняло в новой трактовке Бюджетного кодекса имеющиеся у субъектов РФ 60 процентов водного налога, 10 процентов налога на добычу нефти, но зато отдало им доходы от транспортного налога, налога на имущество организаций, игорный бизнес, а также частично единый сельхозналог и акцизные сборы на алкоголь и бензин. При множестве отдаваемых налоговых источников ясно, что денег губерниям на социальную поддержку граждан не хватит. Правда, заместитель министра финансов Татьяна Голикова пообещала, что федеральный центр будет помогать регионам. Вот интересно, как, если безвозмездные ссуды на выплату зарплат, которые раньше можно было получить в трудных ситуациях, по новому Бюджетному кодексу давать не будут. Будут давать кредиты под проценты, причем размер процентов будет устанавливаться всякий раз разный – при утверждении бюджета на следующий год. А вот, если регионы не будут вовремя расплачиваться с центром за взятый кредит, проценты будут увеличиваться. В отличие от трансфертов, которые когда-то были «неокрашенными», а следовательно, бесконтрольными, расходование кредитов будет под жестким контролем не региональных, а федерального казначейства. Кроме того, теперь в регионах, имеющих долги, превышающие треть доходов, может быть введена временная финансовая администрация. За час депутаты решили судьбу регионов, толком не разобравшись в их новых финансовых возможностях. А между тем только на монетизацию льгот субъектам РФ потребуется почти 90 миллиардов рублей. Но в принципе сегодня вообще непонятно, какими деньгами будут располагать регионы на следующий год, что осилят, а с чем у них возникнут существенные трудности. Похоже, этого не знают и сами губернаторы, поэтому их позиции по поводу нового социального законопроекта федеральным чиновникам удается корректировать без труда: видимо, пообещают денег регионам, губернатор тут же за закон, не пообещают, губернатор пишет письмо президенту с протестом против закона. Принцип « финансируй и властвуй», похоже, в нынешней ситуации используется более чем широко.
Утро 3 августа в Госдуме было чрезвычайно напряженным. Накануне депутатам раздали пухлые тома поправок, которые отменяли 41 закон и вносили поправки в 155 остающихся. Депутаты, как говорили многие, не спали ночь – изучали текст и готовились к обсуждению. Но утром их ждал сюрприз – новые пухлые тома, причем номера поправок в розданных накануне не совпадали с розданными утром. Напрасно оппозиционные депутаты просили дать им сутки, 15 часов или полчаса на приведение номеров в соответствие – спикер Грызлов, председатель Комитета по регламенту Олег Ковалев и депутаты партии власти жестко отражали все атаки. У них была задача рассмотреть закон в течение дня и принять его во втором чтении. Уже изначально было понятно, что так и произойдет. Наверное, поэтому депутат-коммунист Сергей Решульский предложил сразу проголосовать за все поправки, предложенные единороссами и разойтись, но это радикальное предложение не прошло, потому что в этом случае диктат партии власти был бы уж слишком откровенен и недемократичен.
Доклад по законопроекту делал первый заместитель председателя бюджетного комитета Виталий Шуба. Он же давал все разъяснения по поправкам. Проверить то, что говорил Шуба, не было никакой возможности. На объяснение позиции по поправкам депутатам давали минуту, на голосование 20 секунд. Это было откровенным фарсом, потому что ни одна из обсуждаемых поправок – а их было более трехсот – не могла быть принята: из 450 депутатов голосовали чуть больше сотни. Единороссы демонстративно не принимали участия в этой процедуре. Таким образом, никто не мог их упрекнуть, что они были за то, чтобы вузы платили земельный налог, 250 лет назад отмененный в России как несправедливый, или за отмену Единой тарифной сетки и сущий произвол в оплате учительского труда. Единороссы были не отмечены и в рядах голосующих против или воздержавшихся. Видимо, партия сказала, что так надо, а партийцы взяли под козырек. Напрасно Олег Смолин пекся об инвалидах и больных особо опасными для общества инфекциями и объяснял коллегам-депутатам, что нельзя держать гражданина на 600-рублевой минимальной оплате труда, если кошке в приюте не хватает 1000, а собаке – 1800 рублей. Напрасно Олег Денисов пытался отстаивать права студентов, а Иван Мельников – права вузов и вузовских преподавателей. Шансов набрать голоса для принятия решения у них не было никаких.
Однако справедливости ради надо сказать, что Виталий Шуба особо отметил работу над законом руководителя Комитета ГД по образованию и науке Николая Булаева и его заместителя Валентины Ивановой. Николай Иванович и Валентина Николаевна, заручившись поддержкой профсоюза и Союза ректоров, сумели организовать встречу ректоров с премьером Михаилом Фрадковым, отстоять 15 жизненно важных для образования поправок в законы «Об образовании» и «Высшем и послевузовском профессиональном образовании». Правда, всего комитет предлагал более 100 поправок, но провести сразу все нельзя было даже единороссам Ивановой и Булаеву. Парадоксально, что даже занимающий немалый пост в партии Георгий Боос не смог добиться того, чтобы закон поддержал право регионов на помощь соотечественникам – неожиданно против этой поправки, ранее согласованной и утвержденной Комитетом по бюджету, выступило правительство в лице Татьяны Голиковой. В это время в зале появились триста единороссов и проголосовали так, как надо. Кстати, «три богатыря» от правительства – министр финансов Алексей Кудрин, его заместитель Татьяна Голикова и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов сидели в ложе и были готовы давать объяснения по каждому поводу. Было видно, какой у них измученный и усталый вид, но было заметно и еще кое-что. Обычно легко находящий слова Михаил Зурабов теперь не отрывался от бумаг, которые ему услужливо подавал помощник. Михаил Юрьевич не мог обойтись без бумажки, потому что частенько то, что он говорил раньше, и то, что он говорил теперь, расходилось весьма принципиально. Например, раньше он утверждал, что у льготников будет право выбора – натуральные льготы или социальный пакет. Теперь все по-другому: льготник может подать заявление и приобрести социальный пакет, а может выбрать льготы – в этом случае стоимость соцпакета у него вычтут из пенсии автоматически. Выходит, был прав экономист Делягин, призывавший не верить обещаниям Зурабова.
Спрашивается, а зачем депутаты, зная, что перспектив нет никаких, все же говорили о своих поправках и настаивали на их принятии? Оказывается, все дело в стенограмме: ею можно отчитаться перед избирателями, а кроме того, ее могут прочитать сенаторы, которым предстоит рассматривать закон после третьего думского чтения. У кого-то наивного, видимо, есть еще надежды, что Совет Федерации РФ закон отвергнет. На самом деле сенаторов уже стимулируют: Дума думает о том, как сделать так, чтобы своенравные губернаторы не смогли отозвать и поменять своих представителей в верхней палате – за такой подарок палата может проголосовать за что угодно. Кроме того, вполне вероятно, что каждый сенатор может лично для своей губернии получить нечто – деньги, финансирование программ, что-то еще, что будет его заслугой перед родным регионом. В этом случае палата опять-таки будет голосовать за закон.
Шуба стоял за закон насмерть. Уже Любовь Слиска сменила вконец уставшего Бориса Грызлова (хотя Альберт Макашов посоветовал сменить его магнитофоном, поскольку спикер говорит одни и те же слова, и выдать ему бронежилет для встреч с народом, не приемлющим обсуждаемый закон), уже падала головой на барьер ложи безмерно уставшая Татьяна Голикова, уже впадал в дрему утомившийся Алексей Кудрин, а Виталий Шуба стоически выдерживал все нападки и предложения, несмотря на то что время обсуждения было продлено на полтора часа. Ему, наверное, полагается орден от правительства за такое усердие и выдержку. Уж премия-то точно.
Под конец стало совсем весело. Депутат Митрофанов предлагал коллегам замену льгот деньгами начать с себя, а коммунисты настаивали на отмене льгот первому президенту России Борису Ельцину. Митрофанов был настойчивее, и в конце концов депутаты проголосовали за замену своих льгот деньгами. Но тут опомнилась Любовь Слиска – вскочила и громко объяснила депутатам, что так нельзя, что нужно все решать законом о статусе депутата. И уставшие, но довольные депутаты свое же собственное решение отменили. Оно и понятно, дать простым льготникам вместо многотысячных льгот четыреста-пятьсот рублей можно, а вот если оценить льготы депутатов, то из казны придется брать по нескольку тысяч долларов на каждого.
После окончания заседания довольные Зурабов, Голикова и Кудрин с широкими и счастливыми улыбками на лицах потянулись в офис «Единой России». Они выполнили свою задачу, они всего добились, им есть чем отчитаться перед правительством, они могут и дальше предлагать поправки в старые законы и новые законопроекты. Жизнь чиновников это, наверное, улучшит. Жизнь народа вряд ли. Впрочем, народ, как всегда, безмолвствует. Нельзя же всерьез воспринимать за глас народа пикеты у гостиницы «Националь» с лозунгом «Лучше льгот могут быть только деньги» или сидячую забастовку молодых коммунистов на площади Революции с призывом «Медведей» – в берлогу!». Все это политика, а политикой в России нынче интересуется тонкая прослойка населения. Русский человек запрягает медленно, просекает сделанное властями – тоже, но уж когда запряжет, когда все поймет и прочувствует, тогда, власть, держись, можно представить себе, как на следующих выборах граждане смогут (если захотят) всерьез разобраться с теми, кто столь бесцеремонно кроит их жизнь, их будущее.
Комментарии