search
main
0

Закон один, толкований много. Двигаться к обществу знаний непросто

Встреча в рамках дней субъекта Федерации в верхней палате Федерального Собрания РФ представителей властных структур и общественных организаций Московской области с председателем Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейном Чеченовым всколыхнула многие вопросы. В том числе и о формировании системы непрерывного образования. Той форме организации, которая объединит все ступени и виды (дошкольное, школьное, профессиональное и постпрофессиональное – повышение квалификации и переподготовка) в целостную связь, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний и навыков на протяжении всей жизни человека – от раннего детства до старости. Ведь попытка выстроить последовательность и преемственность усвоения знаний на разных этапах дает направление и содержанию.

Идея непрерывного образования как основы инновационного развития страны возникла в начале 80-х годов и с тех пор обсуждалась, приобретая все большую конкретизацию. По словам лидера законодателей, решающих проблемы образования, Хусейна Чеченова, сегодня эта тема стала еще злободневнее, поскольку мы стремимся двигаться вперед к обществу знаний, наращивать возможности человеческого капитала, конкурентоспособности.

Более того, мы начинаем осознавать, комментировал ситуацию сенатор, что знание становится личным капиталом обучаемого, тем багажом, который даст ему возможность найти себя в современном мире. При этом трудовая мобильность граждан России значительно повысилась, и она должна быть достаточной для того, чтобы человек смог найти себя не только в своей стране, но и в международном сообществе.

Чтобы реализовать приоритетные цели технологического будущего, мы должны постоянно повышать уровень квалификации работающего, стимулировать экономическую активность населения. Это достижимо лишь при наличии эффективно функционирующей и контролируемой системы непрерывного образования. Чего сегодня, на взгляд Чеченова, в России еще нет.

Поэтому если общество действительно стремится к тому, чтобы конкурентоспособность базировалась на современном образовании и высочайшем профессионализме, которые подразумевают квалификационную градацию (специальности, специализации), способность адаптации к быстро меняющейся динамике, то, уверен председатель комитета верхней палаты парламента, требуется незамедлительно обновлять устаревшую нормативно-правовую базу.

Другой барьер на пути развития системы непрерывного образования, по мнению сенатора, психологический барьер, инерция: «Мы пока мыслим стереотипами традиционного профобразования. Да, оно имеет и нормативную базу, и кадровый состав, и учебный инструментарий, но, надо признать, сегодня действует недостаточно результативно».

– Хусейн Джабраилович, на каком этапе находится реализация задач непрерывного образования сегодня?

– Мы только начинаем. Точнее, реализуем определенные пилотные проекты. В России существуют лишь несколько вузов, которые приступили к работе в сфере непрерывного образования, набирают опыт. В частности, в них эффективно используют информационно-коммуникационные технологии, спутники связи, проводится индивидуальное обучение с учетом желания, квалификации, способностей личности. Начинается последовательное освоение и дистанционного метода проведения занятий со студентом.

Передовой опыт обучения должен обобщаться и быть отражен в нормативно-правовых актах, активнее внедряться в жизнь, несмотря даже на определенную невосприимчивость новой, передовой методики у значительной части вузовского сообщества. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что достаточно получить, скажем, в среднем специальном учебном заведении или вузе базовые знания, после приобрести практические навыки и дальше с ними работать всю жизнь. Такой стереотипный подход входит в противоречие с интересами государства, не говоря об интересах личности.

– Видимо, новые подходы в обучении потребуют и «перекройки» системы преподавания…

– Безусловно. Касается это не только учебных планов, программ. Нужна выработка образовательного стандарта, который должен учитывать инновационный тип экономики. Учебные материалы необходимо иметь на электронных носителях, требуются обновленные под новые подходы библиотеки, умение пользоваться содержимым их фондов. В этом смысле мы тоже в начале пути.

– В мире активно распространилось дистанционное обучение, поскольку оно органично связывает через интернет-технологии студентов и преподавателей, которых могут разделять тысячи километров. Более того, эта система удобна и пригодна для качественного обучения во всех областях, легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей, дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов, позволяет всем участникам учебного процесса выбирать удобное время занятий.

– Дистанционное обучение нашло применение во многих вузах. Но за последние 10-15 лет в России наметилась, на мой взгляд, ошибочная линия по распространению этой современной формы образования. Для того чтобы предоставить всем гражданам возможность получить образование в такой демократичной форме, в учебных заведениях начали плодить филиалы. Вопрос – какие.

К примеру, появляется инициативный человек, который «пробивает» в регионе разрешение, создает некое представительство вуза в любом населенном пункте. И этот «клон» вуза начинает проводить занятия, неизвестно какого качества, зачастую не имея фундаментальной учебной базы. Поэтому у нас и появились вузы, насчитывающие по 20 филиалов!

Если бы эти филиалы имели соответствующие штаты, профессионально пригодных, подготовленных преподавателей, со степенями, званиями, с опытом работы, тогда не было бы проблем. К сожалению, пока в этой сфере не наведен порядок, кадровый корпус России пополняется выпускниками подобных «филиалов». Вне сомнения, стремясь предоставить возможности получить высшее или профессиональное образование как можно большему числу граждан, мы своевременно не разобрались, к каким последствиям может привести стремление повсеместно внедрить дистанционное обучение.

– Значит ли это, что филиалы при вузах – путь ошибочный?

– Во всем необходим разумный баланс. Система непрерывного образования должна обеспечить возможность получать знания, адаптированные к настоящему времени, более того, к будущему, в любом месте, по индивидуальной программе, на разном этапе профобразования. Знания, их применение ценны тогда, когда они на высоте современных требований.

Нужно рационально снизить количество вузов и всевозможных филиалов до оптимального уровня. Те, которые останутся, должны соответствовать двум критериям: достаточность рынка образовательных услуг (вузов, их филиалов) и качество образования.

– Непрерывное образование объединяет все ступени и виды, от дошкольного до постпрофессионального. Но обязательно ли каждому человеку стремиться получить высшее образование? Можно, к примеру, стать специалистом высочайшего уровня, состоятельным человеком, не имея вузовского диплома?

– Ссылаясь на мировой опыт, можно сказать, что общество на 60 процентов состоит из экономически активных людей, которые имеют высшее образование.

Безусловно, высокообразованный человек лучше адаптируется к жизненным условиям, если, конечно, у него солидный, фундаментальный багаж знаний, допустим, в технической или гуманитарной сфере, а не диплом, приобретенный в каком-то филиале филиала.

– Какие требуются коррективы в законодательстве образовательного блока, чтобы наше движение к инновационному обществу стало эффективнее?

– Нормативно-правовая база в России вполне обеспечивает традиционную форму получения профобразования. Поэтому требуются существенные поправки законодательства, и над этим работа ведется.

Если обратиться к Закону «Об образовании», то он многократно дополнялся, изменялся, и сегодня возникла необходимость его кодификации. Причем изменения и дополнения в законе многочисленны настолько, что это напоминает известное изречение: «Талмуд – один том, толкования к талмуду – 20 томов».

– Какие перспективы по объединению усилий?

– Мы должны прийти к тому, чтобы, во-первых, нормативно-правовая база наших государств отвечала бы новым требованиям и создавала бы основы для непрерывного образования взрослых, а во-вторых, существовала бы не только внутри страны, но и трансграничная, и международная системы, связывающие нас.

Например, если мы собираемся работать совместно на трансграничном уровне, то у вузов, которые имеют возможность вести непрерывное образование взрослых на разных уровнях профориентации и профпригодности, должно быть право нострифицировать документы о среднем образовании друг друга.

Еще один важный момент – академическая мобильность студентов, без нее, без обмена научными кадрами, без стажировки мы потеряем друг друга. Никто этого не хочет. Более того, все вместе мы можем быть гораздо более эффективными с точки зрения образовательных процессов, а следовательно и конкурентоспособности наших экономик.

Любое государство, входящее в СНГ, используя спутниковые системы обучения, лучшие образцы преподавания, подготовки кадров, может обеспечить качественное образование индивидуально для каждого человека. Это наше общее достояние, которое надо использовать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте