search
main
0

Закон об образовании должен быть принят после тщательного обсуждения. Общественная палата Москвы по образованию направила свои замечания к проекту закона «Об образовании в РФ»

​Замечания системного характера. В представленной редакции законопроекта, несмотря на впечатляющий его объем, не раскрыты положения, обеспечивающие выполнение сформулированных руководством страны целей и задач по развитию образования. Непонятно, как будет состыкована инициатива Президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа» с этим законопроектом.Законопроект не решает задач устранения недостатков действующих законодательных и нормативных актов в вопросах образования, не учитывает отдельных положений Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О некоммерческих организациях».

Тесно увязаны с законопроектом также государственные образовательные стандарты. В случае невозможности обеспечения параллельного и взаимоувязанного обсуждения необходимо обеспечить широкое общественное участие в обсуждении проекта указанных стандартов и в осуществлении контроля за их выполнением.Гарантии государства на бесплатность дошкольного образования, общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования заменены гарантиями на бесплатность в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, что значительно понижает статус гарантий (во-первых, например, не существует и не планируется федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, во-вторых, получается, что гарантии государства определяются не федеральным законом, а нормативным актом правительства (ФГОС), закрепляющим базовый (минимальный) объем образовательных программ.В идеологической основе законопроекта (что ясно даже без представления его концепции) – коммерциализация сферы образования. Такая направленность законопроекта, правовая сфера деятельности которого затронет абсолютно всех граждан России, вступает в прямое противоречие с нормами статей 7 и 44 Конституции РФ.В законопроекте почти полностью отсутствуют нормы, регулирующие участие граждан в выработке и реализации государственной политики в сфере образования, а также в осуществлении контроля за реализацией образовательной политики. Негосударственной системе контроля должна быть посвящена отдельная статья или даже раздел закона.Отсутствуют четкость и ясность введенной новой типологии образовательных организаций, объединены в один вид образовательные организации с различной направленностью реализуемых образовательных программ, что в настоящее время характеризует различные типы образовательных организаций.Из сферы правового регулирования изъято начальное профессиональное образование, что выглядит абсурдным, учитывая высокую кадровую потребность именно в рабочих специальностях.Сформулированы противоречащие друг другу положения. Например, право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся давать согласие или отказаться от проведения педагогических обследований обучающихся (статья 46, часть 1, пункт 5) противоречит праву педагогических работников на свободу проведения исследований, связанных с педагогическим обследованием обучающихся, таким как исследования динамики качества обучения и другим (статья 49, часть 1, пункт 1).Текст проекта составлен довольно небрежно, содержит множество ошибок и описок, дефектов лингвистического, логического и юридико-технического характера.Замечания процедурного характераПериод времени, выделенного для обсуждения данного законопроекта (2 месяца, из которых один в значительной степени приходится на новогодние праздники), совершенно недостаточен для широкого, всенародного обсуждения его текста. Таким образом, велика вероятность внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации сырого, плохо подготовленного законопроекта, последствия от введения в действие которого будут крайне негативными для перспектив не только развития сферы образования, но и сохранения и устойчивого развития образовательного потенциала страны.РекомендацииНастоящий законопроект содержательно должен быть приведен в соответствие с нормами статей 7 и 44 Конституции Российской Федерации.Текст законопроекта необходимо существенно сократить и переработать с изъятием из него статей, которые могут регламентироваться другими нормативными правовыми актами: постановлениями, техническими регламентами, специализированными федеральными законами, – а также с внесением в него изменений – в соответствии с высказанными замечаниями и поправками.После окончания переработки для широкого публичного обсуждения необходимо представить комплекс из трех документов:- Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;- проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;- проект федеральных государственных образовательных стандартов в сфере дошкольного, начального, общего, среднего, профессионального и высшего образования.Без широкого публичного обсуждения в течение достаточно значительного промежутка времени закон не должен вноситься в Государственную Думу ФС РФ, а федеральный государственный образовательный стандарт не должен утверждаться без детальной и поэтапной его апробации в течение нескольких лет в регионах России с обязательным участием институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля.Члены Общественной палаты по образованию считают, что в отношении деятельности родительской общественности необходимо:- оформить правовой статус членов родительской общественности (на уровне образовательного учреждения, округа, городского совета родительской общественности);- создать единую модель деятельности совета родительской общественности;- разработать механизмы социального партнерства и взаимной ответственности для развития системы образования;- развивать системные подходы к привлечению дополнительного финансирования в ОУ и обеспечению общественного контроля за использованием средств.Что касается государственно-общественного управления образованием, то тут нужно:- совершенствовать систему организационно-правовой поддержки в деятельности органов государственно-общественного управления образованием;- внести дополнения в закон о функциях, полномочиях и ответственности школьных управляющих советов;- повысить эффективность системы обучения членов и кандидатов в члены органов государственно-общественного управления образования;- создать модель государственно-общественного управления образованием в соответствии с интересами и потребностями всех участников образовательного процесса, а также учитывающую основные направления модернизации российского образования;- проводить профессиональную переподготовку руководителей образовательных учреждений по программе «Менеджер образования» (с акцентом на развитие государственного образовательного учреждения) – директоров школ, их заместителей и резерва на выдвижение – это требование Министерства образования и науки РФ: все руководители должны получить второе профессиональное образование – «менеджер образования»;- повышать квалификацию всех работников образования Москвы по курсу «Основы государственно-общественного управления образовательным учреждением» для того, чтобы они могли грамотно и ответственно участвовать в работе управляющих советов своих школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте