search
main
0

Закон интеллектуальной скважины. Деньги не должны улетать в трубу

В ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ Президент Путин заявил, что инновационная политика, проводимая правительством, в целом правильная, но в то же время в условиях конкуренции Россия отстает и в качестве оборудования, и в эффективности использования энергоресурсов. По словам президента, развитие энергетической отрасли, авиастроения, космических технологий является ключевым для будущего России. Особенно Путин отметил необходимость развития атомной и термоядерной энергетики. Технозоны, венчурные предприятия, налоговые льготы являются, по его мнению, залогом инновационного развития России.

Незадолго до оглашения послания прошла встреча главы государства с представителями бизнес-сообщества. Результаты этой встречи наложили свой отпечаток на позицию президента по очень многим вопросам. В частности, касающимся роли бизнеса в реализации национальных проектов. И действительно, сегодня отечественные предприятия, в том числе малые и средние, в состоянии обеспечивать оборудованием учебные заведения страны. Не только крупный бизнес может заниматься финансированием системы образования. Успешные малые и средние предприниматели, всерьез заинтересованные в притоке на российский рынок труда квалифицированных специалистов среднего технического звена, могли бы оказать поддержку специализированным колледжам и лицеям. Еще один важный момент – участие предпринимателей в составлении рейтинга вузов, в корректировке программ профтехобразования. Без деловых людей, которые являются заинтересованными лицами, кардинально улучшить образовательный процесс вряд ли получится.

А что думают по этому поводу сами предприниматели? У них оказалась благоприятная возможность заявить о своей позиции, участвуя в конкурсе инновационных вузов. Членам комиссии конкурса были заданы вопросы, ответы на которые определили их непосредственное отношение к национальным проектам страны.

1. Каким, по вашему мнению, должен быть инновационный вуз?

2. Сможет ли конкурс приблизить наши вузы к европейским стандартам?

3. Какими принципами вы руководствовались при отборе?

4. Как вы видите роль бизнеса в поддержке инновационных вузов?

Яков УРИНСОН, заместитель председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России»:

1. Это такой вуз, выпускник которого подготовлен к жизни. Он не просто книжки прочел, а научился работать на реальных моделях, опробовал все ступени своей специальности.

2. Были очень содержательные заявки. Санкт-Петербургский государственный горный институт создал натурально-виртуальные модели, благодаря которым студент практически с первых же дней имеет возможность побывать на полигоне. Отладив спутниковую связь, педагоги создали ему условия и в лабораториях отслеживать весь ход проводимых за тысячи километров разработок. Ученые, преподаватели Московского института стали и сплавов, проводят своего студента через интеллектуальную скважину, и он по шажкам узнает все о добыче и извлечении – они создали рабочую матрицу, под которую подвели ту площадку, на которой отрабатывается будущая специализация с учетом ее востребованности на маркетинговом рынке.

3. Если видел, люди отвечают за того специалиста, которого они подготовили. Мне не понравились те заявки, где институты требовали переоснащения – это прекрасно, это необходимо, но это развитие в целом. Инновационность же показательна именно тогда, когда разработан компактный действующий проект, ориентированный на то, чтобы учащийся вузов смог работать уже сегодня и был готов к современному оборудованию.

4. Вузы прилагали к заявкам финансовые выкладки, основанные на аргументированных потребностях, а не взятые с потолка, мол, хотелось бы улучшить техническое оснащение, а найдется ли ему применение или нет – не важно. Ходят слухи о том, что вернется советская система распределения. Это невозможно! Только специалист, приученный работать от начала и до конца, знающий технологию не понаслышке, самостоятельно проводивший научные испытания, востребован рынком. И бизнес заинтересован в таких профессионалах.

Анатолий КАРАЧИНСКИЙ, президент Группы компаний IBS, руководитель рабочей группы Российского союза предпринимателей и промышленников по реформированию образования:

1. В моем представлении инновационные вузы – это те, которые в состоянии выпускать реально востребованных рынком специалистов. Эти специалисты должны иметь знания, соответствующие сегодняшним запросам рынка, применять эти знания на практике и уметь находить нестандартные решения.

2. Не знаю, что в данном случае подразумевается под европейскими стандартами, и далеко не уверен, что мы должны к ним стремиться. От конкурса я ожидаю трех вещей:

– чтобы он стимулировал приток новых молодых преподавателей, которые обеспечат достойную смену корифеям преподавательской деятельности;

– чтобы он способствовал улучшению материально-технической базы вузов, включая современное оборудование, компьютеры;

– и обеспечил качественно новый уровень научной работы, в которую также будут вовлечены и студенты.

3. На этот вопрос я ответил в самом начале, главное, чтобы вуз соответствовал перечисленным стандартам. Важно, чтобы в заявке на конкурс было отражено, как эти принципы реализовываются или будут реализовываться на практике, на какие именно инновации пойдут средства, чтобы все не закончилось банальным латанием хозяйственных дыр и покраской заборов.

4. Основная задача бизнеса в этом вопросе – помочь вузам понять, каких именно специалистов они должны готовить. Это возможно сделать несколькими способами: привлекать представителей бизнеса к лекторской и преподавательской деятельности, передавать часть проектов на реализацию в вузы (чтобы обеспечить им необходимый опыт и материальную поддержку) и организовывать программы для стажеров, привлекая студентов к работе внутри компаний. Ну и конечно, деньгами.

Борис ТИТОВ, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:

1. Инновационные вузы – это вузы, которые прежде всего ориентированы на эффективность. Это вузы, которые понимают, что такое рынок и зачем они работают. Они понимают, что результат их работы заключается в новизне. Если они не придумают что-то, что до них не было известно, и затем не смогут это применить на практике, то они вряд ли добьются большого успеха. Это как в бизнесе – только инновационный бизнес добивается успеха.

2. Конечно. Здесь есть два момента. Во-первых, общий уровень образования в нашей стране будет по многим направлениям подтягиваться. Во-вторых, отношения сблизятся и в «физическом» смысле этого слова. Например, во многих представленных на рассмотрение программах в качестве планирующейся цели были определены такие достижения, как конвертируемость дипломов, четырехзвенная система, совместные проекты с иностранными вузами…

3. Мы выбирали не инновационные вузы как таковые, мы выбирали инновационные программы. Главная задача конкурса была не раздать премии за заслуги прошлого или определить, какие вузы хорошие, а какие плохие, а дать деньги в рост. То есть выделить средства для того, чтобы развивать инновационные программы. Те программы, которых сегодня нет, но которые должны быть начаты с помощью этих денег. Это деньги в будущее. Поэтому главный критерий отбора – это именно инновационность. Кроме того, присутствовали и такие критерии, как важность для рынка труда, важность для развития науки и техники, важность для образования (например, педагогические вузы).

4. Ну во-первых, многие программы, которые были представлены, – это совместные программы, там реализован принцип софинансирования, когда государство дает только часть финансовых средств. Вузы представляли нам доказательства в виде бумаг с печатями, что их поддерживают другие инвесторы в этих программах. И должен вам сказать, среди этих инвесторов было очень много известных имен крупных компаний и совсем некрупных. Это совместное частно-государственное софинансирование. Как бы ни было богато наше государство, но для того, чтобы действительно создать новую систему образования в нашей стране, нужна совместная работа государства и бизнеса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте