В Тамбовской области больше 80 процентов сельских школ – достаточно типичная картина для средней полосы России. Регион дотационный.
В 2004 году нашу статистику по образованию не с чем было сравнивать. Было непонятно, в какую сторону улучшать эту сферу, какие именно показатели должны быть и за счет чего. Поэтому методика, которая была предложена Натальей Типенко (см. «УГ» с №38 за сентябрь 2005 года по январь 2006 года. – Прим. ред.), стала тем самым ориентиром, который позволил нам оценить норму и тенденцию движения. Мы тогда решили развивать материально-техническую базу, поняли, что надо что-то делать с сельской школой и это можно сделать только через содействие инновационному развитию системы образования на селе и через развитие единой образовательной информационной среды области.
На это была добрая воля нашего губернатора, а также горячее желание областного управления образования. Экономия за счет снижения численности детей остается в системе образования и идет на реализацию новых программ.
Мы приняли областной закон, утверждающий методику формирования субвенций и порядок перехода на нормативное финансирование. Поначалу отобрали 35 человек – цвет нашего директорского корпуса, обучаемые люди – и оказалось, что только 4 из них читали наш закон! Я была в шоке! В ответ прозвучало: «А до нас никто ничего не довел». Аналогичную позицию заняли и муниципальные органы управления образованием – это мощнейший тормоз. Поэтому понадобились шаги, которые коренным образом изменили бы восприятие нового закона. Распоряжением губернатора при каждом муниципалитете были созданы стратегические команды по определенным направлениям, куда вошли различные ответственные лица. За каждым закреплен определенный набор функций – попробуйте не сделать! Прежде чем начать обучающие семинары для 832 директоров мы провели пиар-кампанию: собирали людей и рассказывали им, что это за реформа, зачем она нужна, как изменится система.
Решили вопрос о количестве учеников в классах, введении повышающих коэффициентов некоторым видам школ. В течение первого года всплыли все проблемы этой сферы. Но теперь, после знакомства с методиками, директора говорили: «Здесь все понятно. Вы нам только расскажите, как школе зарабатывать деньги». Ведь норматив не покрывает реальные потребности школ. Он направлен на эффективное распределение имеющихся бюджетных средств.
Параллельно с введением нормативного финансирования мы перешли на управление по результатам муниципалитетов, введено общественное управление в школах, идет реструктуризация муниципальных сетей, курсируют 60 автобусов, заработал механизм целевых программ и платных услуг. Сейчас система нормативного финансирования распространяется на другие сферы образования – дошкольное, дополнительное, ссузы, начальное профессиональное.
Сегодня директора почувствовали вкус самостоятельности и хотят перейти на собственное бухгалтерское обслуживание, муниципалитеты же и регион – полностью не хотят.
Получилось, что изменение финансового механизма привело к изменениям системы в целом. Когда механизм запущен, дальше он работает великолепно.
Елена САЛЬЦБЕРГ, проректор Института повышения квалификации работников образования,
Тамбовская область
Комментарии