На сегодняшний день одним из важнейших вопросов кадровой политики в России является разработка и совершенствование нормативных документов по аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
Действительно, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, ответственных перед обществом за обучение и воспитание подрастающего поколения, напрямую связано с аттестацией кадров.
Значимость аттестации ярко проявляется в решении актуальных задач российского образования, таких, как демократизация оценки педагогических кадров, повышение надежности и точности этой оценки, превращение ее в фактор, стимулирующий профессиональный рост педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Научно обосновано, что аттестация работников образования при правильной ее организации и проведении носит стимулирующе-мотивационный характер, инициирует интенсивное обновление содержания и методов педагогической деятельности, поощряет развитие инновационных процессов в сфере обучения и воспитания.
К сожалению, сегодня пока еще не сформирован единый подход к определению модели, структуры, функций организаций, занимающихся разработкой современных способов оценки результатов деятельности педагогов и руководящих работников образовательных учреждений.
Необходимость корректировки и обновления действующего федерального Положения об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений вызвана тем, что накопленный опыт аттестации потребовал приведения ее нормативного, организационного, содержательного и в особенности инструментального обеспечения в соответствие с “живой”, постоянно изменяющейся практикой. Многочисленные обращения региональных органов управления образованием в Министерство образования Российской Федерации с различными предложениями позволяют суммировать весь накопленный опыт в виде корректив и дополнений к действующему в настоящий момент Положению. Этот факт отнюдь не значит, что высказываются против аттестации как таковой, но в некоторых случаях выражается категорическое несогласие с формами ее организации и инструментальным оснащением.
К наиболее острым проблемам, высказанным по данному вопросу, можно отнести следующие. В Российской Федерации пока еще нет единой инструментальной базы для проведения аттестации: практикующийся анкетный опрос обычно не отражает в должной мере содержания профессионально-управленческой деятельности аттестуемых, относительно которого можно идентифицировать уровень их компетентности. Проведение аттестации требует привлечения большого числа специалистов, широкой переподготовки кадров и значительных финансовых затрат.
Сейчас нами ведется активная работа по совершенствованию нормативной базы по данному вопросу.
В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2000 N1908 “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, структурным подразделениям нашего министерства дано поручение разработать критерии определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников соответствующих типов и видов образовательных учреждений требованиям к их квалификации при присвоении квалификационных категорий.
Подготовлен приказ Минобразования России “О тарифно-квалификационных характеристиках, объемных показателях и требованиях по оценке квалификации и профессиональной компетентности работников образовательных учреждений”, который сейчас находится на регистрации в Минюсте России.
Если же проанализировать процесс аттестации педагогических кадров с точки зрения его эффективности, то здесь можно наблюдать реальный рост профессионализма педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений. Подтверждением этому являются появившиеся новые интересные программы, активизация методической работы в регионах, увеличение числа педагогов и руководителей, повышающих квалификацию как в организованных формах (курсы, школы передового опыта и т.д.), так и в процессе самообразования. Именно аттестация стала стимулом к осознанию, осмыслению и систематизации педагогического опыта. Благодаря профессиональному сотрудничеству экспертов и аттестующихся педагогов и руководителей накопленный опыт в этой сфере стал сегодня достоянием педагогической общественности, и передается он через публикации в печати и создание компьютерного банка данных. В связи с этим особенно следует отметить хорошо поставленную работу в следующих субъектах Российской Федерации: в Новгородской, Самарской, Челябинской областях, Краснодарском крае, г. Санкт-Петербурге.
Начальник Управления региональной образовательной политики Г.А. БРЕДИХИН
Комментарии