В 2008 году в Северо-Западном округе впервые апробирована автоматизированная система заказа учебников для образовательных учреждений. Внедрению автоматизированной информационной системы «Школьные учебники» предшествовала долгая работа, проходящая под патронатом Департамента образования.
Честно говоря, уже давно пора облегчить труд педагогов, сотрудников библиотек, методистов, снизить количество рутинных операций, временных затрат при составлении и корректировке заказов образовательных учреждений на учебную литературу. Еще в 2006 году методисты структурного подразделения Информационного и учебно-методического обеспечения Северо-Западного окружного методического центра отработали теоретические аспекты такой системы, понимая, что доступность и простота для пользователей – главное требование. Компания «Заказные Информсистемы» создала оболочку, соответствующую всем условиям для автоматизации форм процедуры формирования и исполнения городского заказа учебной литературы образовательными учреждениями, в мае 2007 года была произведена в пилотных учреждениях округа практическая отработка первой части АИС «Школьные учебники». В ходе отработки сотрудники библиотек вносили свои коррективы в действующую модель системы, которая в дальнейшем была усовершенствована в соответствии с рекомендациями. В октябре 2007 года на пяти пилотных школах округа успешно прошел апробацию и виртуальный бланк заказа, после чего систему вновь подкорректировали.
В настоящее время прошли обучение 7 сотрудников школьных библиотек – тьюторы по внедрению АИС. Эти грамотные специалисты, признанные лучшими по применению новых технологий в работе библиотек, будут теперь транслировать опыт во все образовательные учреждения округа, и уже в мае 2008 года они обучили сотрудников библиотек всех ОУ, причем в этом им, несомненно, помогло методическое пособие по использованию АИС.
В новом 2008-2009 учебном году мы планируем ввести АИС «Школьные учебники» в 25 библиотеках образовательных учреждений округа, затем – во всех библиотеках образовательных учреждений СЗАО, а далее предусмотрен переход на вторую ступень работы: нынче уже рассматривается возможность конвертирования данных в складскую программу и программу учета библиотечных фондов. С 2009 года разработанная модель внедрения планируется к распространению на все округа Москвы, причем, отмечу, что работать в АИС на базе образовательного учреждения предстоит не только сотрудникам библиотек, но и педагогам – главным заказчикам учебной литературы.
Для педагогов в АИС «Школьные учебники» предусматриваются поля для аннотирования учебной литературы и ее соответствия определенной учебной программе, для этого можно будет посмотреть все учебники того или иного автора, того или иного издательства. При наличии локальной сети в школе заполнение бланка заказа может происходить на рабочем месте учителя – в классе после уроков, если сети нет – в библиотеке своего образовательного учреждения. На выбор предлагаются несколько изданий из Федерального перечня, из разных учебных программ. Заказ оформляется персонально, каждый из учителей истории, например, может заказать различные учебники, и тут задача сотрудника библиотеки и администратора – не допустить превышения более чем на 10%, учесть, оканчивал ли учитель курсы по данной программе и многое другое.
После заполнения заказа учителями-предметниками сотрудник библиотеки просматривает заказ, если это необходимо, вносит корректировки, он может посмотреть заказ предыдущего года и сравнить с заказом нынешнего года, определить не вошедшие в заказ учебники, оценить в целом всю заявку школы на учебники. Сводный заказ от школы обрабатывает система, после чего заказ утверждает заведующий библиотекой, директор ОУ. В результате получается документ, на основании которого в дальнейшем в школу и будет поступать учебная литература.
Заказы от образовательных учреждений поступают в структурное подразделение Информационного и учебно-методического обеспечения окружного методического центра, где вносятся корректировки с учетом литературы для новостроек, соответствия заказа заявленной перспективной программе школы, сопряженности отдельных методических систем и линий по вертикали и горизонтали и так далее. В систему внесены данные по всем образовательным учреждениям (данные директора, телефоны, адрес электронной почты), она отмечает дату подачи заявки в округ, сама выявляет учреждения, не подавшие заявку в положенные сроки, направляет в адрес директора образовательного учреждения извещение по электронной почте. На этом этапе методист округа может дать рекомендацию о внесении или удалении из заказа той или иной учебной литературы. При каждом поступлении какой-либо новой информации на рабочем столе компьютера появляется сответствующий значок, что должно быть удобно для пользователя. Сводный заказ округа тоже считает АИС, этот заказ утверждают методисты, а также директор окружного методического центра и начальник окружного Управления образования, после чего он по сети поступает в Департамент образования, где и составляется городской заказ на учебную литературу.
В автоматизированную информационную систему «Школьные учебники» включен и экспедиционно-складской комплекс, который имеет функции коллектора: доставляет литературу до каждого образовательного учреждения в соответствии с заказом, четко, слаженно, грамотно оформляя отчетные документы. На этом этапе отслеживаются поступление учебной литературы и полнота выполнения заказа.
Таким образом, на каждом этапе выполняются свои задачи, но функции контроля за движением заказа не теряются. Педагог, выбравший и заказавший необходимую для успешного образовательного процесса книгу, должен получить ее в положенные сроки.
В общей сложности пользователями системы в масштабе города будут несколько десятков методистов различных организаций и более 4000 заведующих школьными библиотеками и преподавателей образовательных учреждений города.
Галина РЕПИНА, руководитель структурного подразделения Информационного и учебно-методического обеспечения, Северо-Западного ОМЦ
Комментарии