В 2022 году во всех 33 педагогических вузах России были открыты межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций. По сути, это технологически насыщенные образовательные пространства, которые призваны обеспечивать современные условия обучения, развивать педагогическую науку и совершенствовать методики преподавания. Открылся подобный технопарк и в РГПУ имени А.И.Герцена. Причем его открытия так ждали, что ремонтные работы велись с опережением. Но обо всем по порядку.
Основная задача, которая стоит перед организаторами технопарка, – это создание соответствующей среды в первую очередь для проектной деятельности. По словам заведующего лабораторией Центра детского и молодежного инженерного творчества РГПУ имени А.И.Герцена (ЦДМИТ) Михаила Сперанского, на территории нового пространства можно работать как с формализованным образованием, например использовать аудитории в рамках учебного процесса, так и с неформализованным, то есть работать с проектными школами, проводить мероприятия, связанные с проектной деятельностью, не только для студентов, но и для школьников.
При этом главный акцент будет сделан на сетевом взаимодействии. Сетевая структура технопарка может способствовать выявлению инициативных ребят из разных институтов и факультетов как Герценовского университета, так и других вузов и даст возможность студентам воплотить свои идеи и реализовать проекты. Школьники тоже должны быть включены в межличностное, полисубъектное общение, участвуя в разных активностях, проектных школах и сменах технопарка. На эти смены будут приглашаться представители компаний, научные руководители, студенты и аспиранты, что позволит ребятам увидеть, как работают настоящие ученые.
Но в чем же принципиальное отличие технопарка от любой учебной лаборатории, что есть в каждом вузе? Вот как на этот вопрос отвечает Михаил Сперанский:
– Само понятие «технопарк» зародилось за рубежом, и если говорить о чисто техническом вузе, то миссия технопарка заключалась в том, чтобы помочь студентам открыть свое дело и создать условия для выхода продукта на рынок. Например, Google можно считать таким продуктом технопарка Стенфордского университета.
По этому образу и подобию проектируются технопарки и в России. Однако мы находимся в педагогическом вузе, и специфика заключается в том, что мы не должны приравнивать образование к рынку и сводить все к компетенциям. Образование все-таки от слова «образ», поэтому имеет глубокие культурные и нравственные корни. На мой взгляд, миссия технопарка в педагогическом вузе – это создание условий, при которых студенты смогут пройти повышение квалификации, а также к старшему курсу будут готовы разработать свой продукт. Это могут быть УМК, авторские программы, методики, выраженные в материале или технологиях. Как пример можно взять ЦДМИТ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, где студенты при научном сопровождении преподавателей совместно с педагогами дополнительного образования разработали дидактическую настольную игру-комплект с химической лабораторией. Это настоящий педагогический продукт. Наши выпускники и другие учителя могут с ним работать и создавать ему подобные авторские продукты, уже преподавая в школе, ведя занятия в системе допобразования и т. д.
Таким образом, благодаря технопарку будущий учитель может пройти различные развивающие курсы, разработать авторскую программу, а главное – включиться в работу с детьми в рамках проектных смен. Хотя в университете уверены, что не только будущие, но и уже работающие молодые учителя на базе технопарка смогут обкатывать свои новые идеи, чтобы затем с уверенностью воплощать в школах с учениками.
Наталья АЛЕКСЕЕВА
Комментарии