search
main
0

Зайдем за угол, покурим?

Окна моей квартиры выходят на школьный двор. Каждый день становлюсь свидетелем, как стайки девчонок и мальчишек, прячась за углом школы, устраивают перекур. Это значит, в школе прозвенел звонок с урока.
А вот как описала перемену учительница физики 31-й средней школы г.Якутска Татьяна Парфенова:
– Что такое моя перемена? Сначала я прощаюсь с классом, у которого только что провела урок. При этом одному ученику (а то и не одному) что-то нужно еще объяснить, другой просто требует общения. Потом бегу в учительскую менять классный журнал. Общаться с коллегами даже по делу некогда. Если что-то нужно, мы уже научились понимать друг друга с полуслова, тут уж не до правильной речи. Потом мы все быстренько разбегаемся в прямом смысле этого слова – школа большая, а нужно еще успеть подготовиться к уроку, переключиться на новый класс, на новую тему. Хорошо, если я успею сбегать в класс, где я классный руководитель, посмотреть, кто присутствует, кто отсутствует, чем занимаются дети. Все это приходится успевать за пять-десять минут – это время нашей перемены. А удлинить нельзя, иначе домой нам придется возвращаться к полуночи.
Вот вам и перемена, вот вам и отдых. Увы, но заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Григорович смогла в этой ситуации предложить лишь один вариант облегчения учительской участи в своей школе и то отчасти:
– За перемену дети должны переключиться с одного вида деятельности на другой, а учителя в свою очередь с одного класса на другой. При составлении расписания я стараюсь этот момент учитывать, но в условиях нашей школы это не всегда выполнимо, ведь в одну смену у нас работают около 85 учителей, это без учителей начальных классов и учителей-предметников начальных классов, а всего у нас работают 140 учителей. Чтобы как-то помочь коллегам, приходится в старших классах ставить предметы парами, как у студентов, например, сразу две литературы.
Знакомая ситуация? Для больших городских школ, без сомнения. Заметьте, речь шла об учителях, а что же тогда говорить о детях? Иду к завучу той же 31-й школы Любови Степановне Агеевой, которая, кроме всего прочего, руководит работой семинара организаторов воспитательной работы якутских городских школ. Прошу нарисовать картину не обычной, не идеальной, а нормальной школьной перемены. Получается легко.
– Перемена должна быть организована с учетом возрастных особенностей детей, создавать комфортные условия: старшеклассникам нужна их любимая музыка, для среднего и старшего возраста нужно привлекать тех же старшеклассников, совет старшеклассников, который бы взялся за организацию игр на перемене. Игра – дело серьезное: это развитие ребенка, благоприятный психологический микроклимат. Комфорт нужен и в классном кабинете, чтобы ребята могли поиграть в настольные игры, многие собирают коллекции, приносят показать в школу – в этом возрасте постоянно меняются интересы, дети находятся в поиске себя. Словом, должны быть такие условия, чтобы ребенок мог и самовыражаться, учился переключаться на другие виды деятельности. К сожалению, в нашей школе музыка звучит только по праздникам, потому что школа не радиофицирована.
– Есть ли в Якутске школы, в которых перемены организуются хотя бы более или менее нормально?
– К сожалению, в простой общеобразовательной школе организация перемены – это проблема, которая не раз ставилась на наших методических семинарах, – говорит Любовь Степановна. – Есть ростки опыта, но системы нет. Сегодня в школе нет людей, которые могли бы организовать полноценную перемену. Я имею в виду учителей. В нашей школе помимо меня есть два организатора, но и им с такой большой школой не справиться. Нужен иной подход. Организация может идти через класс, через совет класса, через совет командиров, через совет старшеклассников, а для того чтобы завести совет старшеклассников, нужен взрослый лидер, который смог бы зажечь и повести его за собой – силу, которая может решить практически все школьные проблемы. Главное, заманить, зажечь, увлечь, а потом это незаметно станет нормой. Другое дело, зажигать подчас некому, учителем может быть каждый, а воспитателем – нет. Хорошо, что вы поднимаете эту проблему на страницах газеты, ведь ее решение способно снять проблему отрицательного микроклимата в школе, дисциплины, потому что настоящая перемена – это отвлечение от того же курения, снижение школьного травматизма.
Ольга СЛЕПЦОВА
Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте