search
main
0

Захватывающий сюжет? Поговорим об этом!

Мультипликация как способ моделирования речевых ситуаций

Те тонкости правил общения, которые сверстники без ОВЗ усваивают с очевидной легкостью, ребятам с речевыми нарушениями даются с трудом.

Формирование коммуникативной компетентности у таких детей затруднено, так как речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории. Помимо речевых нарушений у них страдают не только высшие психические функции (память, внимание, мышление), но задета и эмоционально-личностная сфера (недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела).

Ребята осознают свой дефект, у них появляются негативное отношение к речевому общению, повышенная ранимость и обидчивость. Все это может привести к эмоциональному неблагополучию – снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, чрезмерной агрессивности поведения.

При этом не стоит забывать, что у младших школьников существенно усложняются правила общения за счет расширения круга собеседников. Ребенок должен научиться выстраивать и адекватно изменять в соответствии с социальными обстоятельствами свое речевое поведение в процессе коммуникации.

Казалось бы, все просто. Выучи правила речевого этикета, и все получится. Однако ребенок с ТНР в силу особенностей своей нозологической группы не всегда способен полностью понять условия использования различных речевых шаблонов и поэтому не может в дальнейшем перенести заученные шаблоны на аналогичные или почти аналогичные коммуникативные ситуации.

Исходя из нашего опыта, можно сказать, что самый действенный и наглядный способ решения этой проблемы – создание учебных речевых ситуаций.

Как известно, речевая ситуация – это ситуация общения, включающая предмет речи и участников общения (их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания).

Созданная педагогом речевая ситуация обучает школьника алгоритму понимания коммуникативного взаимодействия:

– ребенок учится правильно понимать смысл сообщения, то есть о чем нам говорят (о погоде или о стоимости мороженого);

– ребенок учится уточнять целевую функцию (то, что ему говорят, – это просьба, рекомендация, может быть, угроза?);

– ребенок учится связывать причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями (то есть для чего нам говорят то, что говорят).

Только понимая смысл речевой ситуации, ребенок может применить тот или другой речевой шаблон.

Речевая ситуация может создаваться различными способами: словесное разъяснение, ролевая игра, наглядные пособия (например, репродукция картин). Но, учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий, наиболее ярким наглядным методом является демонстрация мультипликационных лент.

И в нашей образовательной организации мы используем мультфильмы не только в качестве эффективнейшего способа развития связной речи и познавательных способностей ребенка с ОВЗ, но и для создания учебных речевых ситуаций.

Роль, которую играют мультфильмы в развитии и обучении детей, невозможно переоценить. Как бы выразительно вы ни читали текст, мультфильм сделает этот процесс еще выразительнее. Для школьника с ТНР очень важно слышать не только правильную речь, нужны все интонации, чувства, речевые штампы, которые использует человек в различных жизненных ситуациях. Наглядность анимации неоспорима, ребенок слышит и видит, какие действия вызывают то или иное слово. Когда ребенок отвечает на вопросы педагога, участвуя в анализе мультфильма, помимо речи у него развиваются мышление, внимание, воображение и память. Поэтому так важно подобрать правильный мультфильм и грамотно составить вопросы для анализа анимационной ленты.

Но давайте сначала разберемся в классификации мультфильмов. По цели создания мультфильмы бывают:

– обучающие. При просмотре этих мультфильмов дети получают новые знания, совершенствуют уже полученные, систематизируют их;

– воспитательные. На примере поведения героев дети учатся моделировать разные системы поведения;

– познавательные. В ненавязчивой, неучебной форме ребенка знакомят с окружающим миром, с миром человека и природы;

– музыкальные. Это особый вид мультфильмов. Зрители только видят картинку и слушают музыку. Оречевления действий нет. Таким образом, дети по сюжету и эмоциям персонажей должны понять смысл происходящего;

– проблемные. Эти мультфильмы помогают задуматься над окружающими нас проблемными ситуациями, связанными с экологией или человеческими взаимоотношениями.

Для создания речевых ситуаций больше всего подходят мультфильмы воспитательные, проблемные и музыкальные.

Чтобы выбрать мультфильм, взрослому прежде всего нужно определиться с педагогической задачей. От этой задачи зависят и вопросы, которые педагог будет задавать при анализе анимационной ленты. Сюжет мультфильма должен быть понятным и доступным. Лучше всего подойдет простое повествование без запутанных отношений между героями. Обязательно нужно учитывать возрастную маркировку анимационной ленты.

Речь героев должна быть выразительна, эмоциональна и правильна. Недопустимы для школьников с ТНР просмотры мультиков, где герои используют сленговые слова или у них нарушено звукопроизношение. Например, такой достаточно известный мультик, как «Барбоскины», где один из главных героев имеет дефекты речи, нежелателен для просмотра детям с данной нозологией.

На наш взгляд, удобнее всего использовать для демонстрации короткие мультфильмы. Такой подход дает возможность ребенку с ТНР удержать в памяти весь сюжет и участвовать в анализе всего мультфильма в целом. А педагогу это не только экономит время подготовки к занятию, но и оптимизирует проведение самого занятия. Дети не успевают устать за время просмотра, не отвлекаются и на протяжении всего мультфильма удерживают концентрацию внимания на сюжетной линии. И как бонус остается больше времени на обсуждение и выполнение заданий.

Коротким мы называем мультфильм, длительность которого не превышает 10 минут. Лучше всего демонстрировать анимационные ленты продолжительностью от трех до пяти минут. Помимо уже перечисленных плюсов у таких мультфильмов есть неоспоримое преимущество. Ребята их практически не знают или не помнят, потому что смотрели очень давно, когда были маленькими. Малоизвестный или незнакомый сюжет будет стимулировать у них не только познавательную, но и речемыслительную деятельность. Поэтому детский интерес и внимание нам обеспечены.

В своей работе мы в основном используем мультфильмы из известного сериала киностудии «Союзмультфильм» «Веселая карусель». Но за один просмотр мы не показываем детям весь выпуск, который обычно состоит из трех-четырех мультиков, мы смотрим и анализируем только один мультик из выпуска.

Вопросы для обсуждения мультфильма педагог составляет, исходя из своей педагогической или коррекционной задачи. Предполагаемые ответы должны быть развернутыми.

– Кто говорит и почему? То есть почему именно этот персонаж начал разговор?

– С кем говорит и почему? Почему адресат выбрал в собеседники именно этого адресанта? Каковы причины такого выбора?

– Где, когда говорит? Задаем вопросы, характеризующие пространственно-временные отношения.

– О чем говорит и почему выбрана такая тема? Здесь уместны вопросы по содержанию диалога, однако не забываем спросить о причинах такого содержания.

– С какой целью говорит? Определяем с помощью вопросов коммуникативную установку героя или героев мультфильма.

Мультфильм имеет особое воздействие на ребенка. Мультипликационный материал, представляя различные модели жизненных ситуаций, которые маленький зритель еще не пережил в реальной жизни, создает условия для сопереживания любимым героям, дает возможность задуматься, проанализировать, дать оценку поступкам персонажей.

А ведь еще мультфильмы объединяют и сближают детей. У них появляются общие темы для обсуждения, возникают вопросы. При правильном подходе со стороны педагога ребята учатся анализировать действия мультипликационных героев, что в дальнейшем поможет им в социализации.

Мультфильмы всегда вызывают интерес у детей! Но помните: воспитывает не экран, а взрослый, находящийся рядом с ребенком.

Лариса БЕРСЕКОВА, Надежда ГОЛОВАНОВА, Наталья СИДОРОВА, учителя-логопеды школы №1015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте