Образовательных организаций, заинтересованных в развитии школьного туризма, в Москве становится все больше. Учителя поняли, что ходить в походы с детьми полезно и не так сложно, как кажется. Во многих школах формируются крепкие туристические сообщества. Масштабы процессов развития активного туризма в московских образовательных организациях набирают обороты. Способствует этому большое количество ресурсов образовательного туризма, имеющихся в городе.
Туристский клуб «Вертикаль» в школе №947 приобщает учеников к исследовательской деятельности и спортивно-туристским мероприятиям. Занятия туризмом имеют немаловажное значение для развития и формирования здорового образа жизни, так как активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья, ходьба с грузом и дополнительной физической нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Кроме того, туризм имеет огромное воспитательное значение, он тренирует наблюдательность, волевые качества, знакомит с историей родного края. Походная жизнь формирует такие практические навыки, как наблюдательность, самостоятельность, все это вводит подростков в мир коммуникативной культуры. Туризм – это эффективное средство физического оздоровления, воспитания и нравственного становления подростков.
Наши ребята принимают активное участие в ежегодном первенстве по туризму. Традиционно это крайне увлекательное и захватывающее мероприятие. Интересно оно не только своей спортивной составляющей, но и исследовательским элементом, ведь в самом походе ребята должны выполнить и краеведческое задание. На межрайонном этапе первенства команды нашей школы уже на протяжении двух лет (с момента своего основания) занимают призовые места как в лыжном, так и в пешеходном туризме.
Сущность туристской работы, ее главное звено, без которого нет туризма, – это поход. Туристские походы во всем их разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, так как только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма. Поход заключается в активном передвижении по маршруту – пешком, на лыжах, на велосипедах. Участники клуба «Вертикаль» всегда очень ответственно готовятся как к однодневным походам, так и к походам выходного дня. Важным моментом воспитательной работы в туристской группе является самоуправление. Между участниками похода распределяются обязанности и поручения с учетом подготовки, способностей и интересов каждого туриста: ответственный за маршрут, командир группы, ответственный за питание, фотограф, физорг. Вводятся и временные поручения: дежурный повар, костровой. Во время любого путешествия в детях формируются социально значимые личностные качества, и если в походную жизнь гармонично вплести занятия, направленные на развитие этих качеств, то эффект многократно усилится. Многолетний опыт показывает, что в активном путешествии дети включаются в жизнь коллектива быстро и естественно. Непривычная обстановка помогает взглянуть на мир по-новому, дети лучше понимают трудности своих товарищей. Поиски правильных решений и работа над собой становятся жизненной необходимостью. В этом процессе нам особенно важна поддержка родителей. Они могут (мы просим их об этом) стать активными соучастниками воспитательных усилий. Родители приобщаются к нашим сообществам, узнают традиции, вступают в социальные сети, поддерживают ребят на протяжении маршрута. Самоуправление может быть эффективным при его умелой организации. И здесь очень важна роль руководителя туристской группы, который должен быть советчиком, контролером, но прежде всего грамотным педагогом, способным в трудную минуту по-дружески поддержать учащегося, по-родительски позаботиться о каждом, не скупиться на поощрения.
Кроме походов у обучающихся есть возможность принимать участие в различных мероприятиях, которые проводятся для учеников столичных школ. Важным вкладом в развитие школьного образовательного туризма являются московские городские соревнования «Школа безопасности», целью которых являются формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получение ими практических навыков и умений поведения в чрезвычайных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах, пропаганда и популяризация здорового образа жизни, патриотического воспитания, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности. На межрайонном этапе участники нашего туристского клуба «Вертикаль» одержали победу.
Огромный вклад в развитие образовательного туризма в рамках расширения сотрудничества между образовательными и туристско-спортивными организациям вносит городской центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий». Наша школа принимает активное участие в организуемых им мероприятиях, в том числе и в туристском рейтинге столичных школ.
На Московском открытом фестивале детско-юношеского туризма, организованном Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма, ребята занимались спортивным ориентированием, пешеходным туризмом на дистанциях разного класса, демонстрировали физическую подготовку на скалодроме и ловкость – на велоэтапе. Фестиваль детско-юношеского туризма положил начало циклу туристских слетов, которые проходили в течение учебного года.
Практически каждый может принять участие и в мероприятиях, которые проходят при поддержке Москомспорта, Министерства спорта Российской Федерации, Департамента физкультуры и спорта города Москвы. Многие из этих мероприятий привлекают участников со всей страны. Среди таких мероприятий стоит выделить Всероссийские соревнования «Кубок Москвы» по спортивному туризму на пешеходных дистанциях, «Гонки четырех», Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию. Во всех этих мероприятиях ученики нашего образовательного комплекса традиционно принимают участие и получают неоценимый опыт, соревнуясь с лучшими спортсменами страны.
Москва предоставляет огромные возможности для развития образовательного туризма в школах: фестивали, соревнования, туристические слеты. Но даже если ваш школьный турклуб только начинает свое развитие, город предлагает множество ресурсов для старта в этой сфере, прежде всего это природные и антропогенные достопримечательности, посещение которых существенно расширит кругозор обучающихся, а увлекательная история большинства объектов позволит педагогам подготовить интереснейшие краеведческие задания, что поможет ребятам в будущем успешно принимать участие в соревнованиях и фестивалях.
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Туристская деятельность – радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти к сотрудничеству.
Анатолий БУЯНОВ, учитель географии школы №947, руководитель туристского клуба «Вертикаль»
Комментарии