Марина ЕРМАНОК, учитель начальных классов школы №875: – Разные пути ведут к мечте. С каких тропинок начинаются они? Иногда с таких крутых и трудных, что только удивляешься, откуда человек черпает силы, чтобы дойти до заветной цели!
С самого раннего детства я мечтала стать учителем. Я счастлива, что моя мечта осуществилась. Вот уже 32 года я ежедневно с радостью, надеждой и верой прихожу в родную школу №875. С радостью, потому что очень люблю свою профессию и своих учеников (тех, кто учился раньше и нынешних); с надеждой, потому что человек просто обязан надеяться на лучшее, и с безграничной верой в своих учеников, ибо каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ученика неспособного, бездарного. Важно, чтобы ум, талант, любознательность, трудолюбие стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Все мои ребята знают придуманную нами формулу: «Захочу, постараюсь, получится!» Она помогает не сдаваться при первых же трудностях и неудачах, а добиваться успеха, пусть не сразу, не за один день. Но каждый день будет приближать ребенка к победе над собой, ибо «дорогу осилит идущий».
Когда человек идет вперед, его что-то либо подталкивает в спину, и тогда его движения тяжелы и неуверенны, а результат движения – тупик, либо что-то привлекает, притягивает к себе, задавая направление движения, и тогда хочется спешить, лететь навстречу той радости, которая ожидает тебя. «Толкающие силы», как правило, замешаны на страхе, тревоге, неуверенности. «Притягивающие силы» – это то, что нам нравится, то, что манит, соблазняет нас, что служит основанием нашего выбора. То, к чему хочется приблизиться и открыть свое сердце.
Формирование железной воли в семилетнем возрасте невозможно. Особенно уповать на необыкновенную силу новаторской методики преподавания предметов не приходится. Остается только двигаться в глубь детской души, к чувствам ребенка.
Мне кажется, что учитель-профессионал подобен скульптору, оба заняты сходным делом – лепят. Но скульптор всегда один на один со своим материалом, он волен выбирать средства ваяния, определять время работы. Если нужно, глина может и подождать, пока руки художника «додумают» замысел, пока человек просто-напросто отдохнет. В воспитании же нет пауз, а соавторов – кто их сочтет! Влияет абсолютно все: и случай сосем негаданный, и соавтор вовсе нежеланный, и безжалостное время, не признающее реальных возможностей учителя.
Тем не менее я безгранично люблю свое дело, стараюсь выполнять его легко, изящно, свободно!
Предложение принять участие в конкурсе «Учитель года» приняла с радостью, поскольку считаю, что конкурс профессионального мастерства – это возможность познакомиться с коллегами – интересными людьми и профессионалами, настоящими мастерами своего дела. Это мастерская, где можно многому научиться. Это еще одна проверка своих сил. А когда это происходит после 30 лет работы в школе, то это еще и возможность доказать самой себе, что ты еще очень многое можешь сделать. С такими мыслями я и пришла на конкурс. Но пришла не одна, а с куклой (с традиционной тряпичной куклой). У меня была еще одна цель – познакомить как можно больше педагогов с этим удивительным и уникальным инструментом обучения и воспитания.
Формат урока на конкурсе (20 минут) усложнял эту задачу. Тем не менее все (и дети, и взрослые) даже за столь короткое время успевали не только понять и принять это безликое, но такое одушевленное чудо, но и своими руками смастерить куклу.
С древнейших времен кукла была игрушкой, оберегом, мерилом мастерства смастерившей ее женщины. Имея вековой опыт жизни среди людей, кукла стремится передать нам сведения о событиях и временах, открывает нам мир нас самих, становится знаком неких общих понятий, представлений о высших жизненных ценностях. Она – микромодель Вселенной. В 2003 году, впервые соприкоснувшись с рукотворной куклой, я поняла, что обязательно должна показать ее детям и рассказать о ней. А чтобы рассказать, надо было самой для начала побольше об этом разузнать. И начались поездки в экспедиции и на мастер-классы в Тулу и Санкт-Петербург, Киров и Каргополь к известным мастерам традиционной народной куклы и к бабушкам, которые сами в детстве играли в такие куклы.
Впечатления детей от знакомства с куклой превзошли все мои ожидания. Мы не только мастерили на уроках художественного труда такие куклы, но стали изучать традиции и быт русского народа, историю костюма XVIII-XIX веков. На уроках чтения и москвоведения, на экскурсиях в музеи мы с ребятами кропотливо собирали материалы не только о куклах, но и об истории родной страны. У нас появилась и первая коллекция самодельных кукол. К работе подключились и родители моих учеников. Мы организовывали свои школьные выставки и участвовали в городских выставках, получили звание лауреатов на выставке ВВЦ, посвященной 70-летию Московского образования.
Но главное, что тряпичная кукла прочно вошла в жизнь детей, потеснив не только Барби, но и компьютерные игры. Выпустив четвертый класс, я поняла, что и мои следующие ученики также должны познакомиться с традиционной куклой. К этому моменту у меня уже была солидная коллекция традиционной куклы разных регионов России, выполненная известными мастерами-кукольниками и моими собственными руками. Появились и мои первые авторские разработки, получившие одобрение известных мастеров-кукольников. Тогда и возникла идея создать музей традиционной тряпичной куклы в школе.
Я счастлива, что мою идею поддержали и одобрили в школе. После капитального ремонта было выделено помещение, которое всего за 25 дней превратилось в уютную бревенчатую «избу» XIX века с прялкой и люлькой, печкой, сундуками и всевозможной домашней утварью. Все это подлинные предметы, приобретенные и привезенные специально для нашего музея из разных уголков России. В избе по-хозяйски устроились 200 кукол (в коллекции их более 400). Музей мы назвали «Берегиня» и торжественно открыли его 19 октября 2007 года, посвятив открытие Дню лицея, тем самым подчеркнув образовательные и воспитательные цели создания музея. Самая же главная цель создания музея состоит в том, чтобы у прошлого появилось будущее.
Чтобы открыть музей, нужны были не только творческие идеи и коллекция. Потребовались и значительные материальные вложения. Я очень рада, что в этом году я получила грант Президента России как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. Именно эти деньги стали основой финансовых средств, вложенных в музей. Надеемся, что среди посетителей нашей «Берегини» окажутся люди, которые смогут спонсировать дальнейшие программы работы музея.
Есть в столице, во Москве,
В Тропаревской во земле
Знаменитый храм наук –
Школой храм этот зовут.
Среди прочих всех затей
В школе этой есть музей.
Как же в XXI веке
В школе, где есть интернет,
Где все дети изучают
ОБЖ и этикет,
Вдруг изба?
В сказке или наяву
Печку вижу –
Не пойму!
Есть тут люлька, сундуки,
Прялка, ступа, чугунки.
Куклы в той избе живут
И про жизнь рассказ ведут.
Как женились в старину,
Как детей растили,
Как их разуму-уму
От души учили.
Как к ремеслам с малых лет
Дети приобщались
И беречь краюху хлеба
С детства приучались.
Много кукол на Руси
Исстари водилось.
Имена их всех узнать
Нам бы пригодилось.
Зольная кукла и кукла-столбушка,
Кукла-Московка и кукла-стригушка.
У каждой история будет своя
Музей познакомит вас с куклой, друзья.
Учитель живет, пока он сам учится и творит, пока он интересен своим ученикам. Мне есть чему и у кого учиться, поэтому верю, что у моего сотворчества с детьми есть будущее!
Комментарии