Наша жизнь напоминает театр абсурда. К сожалению, без школы в нем не обошлось. Второклассники у нас пишут не что-нибудь, а … рефераты. Третьеклассникам в гимназии задали на весенние каникулы 150 задач! Звонит мне дедушка одного из них. Сам педагог, он недоумевает: в вузах студентам сокращают нагрузки, потому что на третьей паре они воспринимают материал на 50 процентов, а в начальной школе у ребенка 12-часовой рабочий день. У десятиклассницы прямо на занятиях начался приступ удушья. Вызвали реанимационную бригаду, та ребенка откачала и констатировала: переутомление плюс стресс. А чем он вызван у этой добросовестной ученицы? Переживаниями из-за невозможности чисто физически выполнить все школьные задания.
Можно продолжить этот ряд, но хочется все-таки понять – кто виноват и что делать? Известный в Карелии педагог, учитель начальной школы Ольга Парамонова считает, что перегрузка и переутомление – разные понятия: “Даже при самом плотном расписании переутомление не наступит, если виды деятельности максимально разнообразить. Истощает “сидячее однообразие”. Ее мысль развивает другой педагог Алла Нестеренко: “Простой эксперимент: предложите ребенку две книжки – интересную и неинтересную, и заметьте, от какой он устанет. Понятно, что от неинтересной. То есть перегрузку нужно определять не просто количеством затраченного времени, а затраченного на немотивированную работу”.
Кандидат педагогических наук Ольга Звягина напоминает, что мы, как это часто бывает, забываем историю педагогики:
– В конце XIX – начале XX веков критиковались классические гимназии с их перегрузками. Иссушающую гимназическую систему критиковал Розанов в “Сумерках просвещения”. Прошло четыре реформы образования, пока с этим не было покончено! А мы возрождаем гимназические программы, причем в массовой школе!
Ольга Звягина не только теоретик – она еще и завуч частной школы. По ее убеждению, на вопрос “Что делать?” ответили Сухомлинский и Амонашвили: нужно ориентироваться на процесс, на личность ребенка, его потребности. В школе, где работает Звягина, в начальном звене всего несколько обязательных предметов – чтение, математика, русский язык, история, природоведение и РТВ (развитие творческого воображения). Остальные – по выбору. Домашних заданий нет.
– Вообще в школе многое зависит от администрации, – убеждена она. – Учитель – человек зависимый, поэтому именно руководство должно все хорошо просчитать, заглянуть в будущее. В нашей школе особая структура учебного процесса: через каждые шесть недель – каникулы. Пусть лучше каникулы будут короче, но чаще – сделать это в силах администрации. Безумная третья четверть выматывает учеников, особенно маленьких.
И отдельные администраторы пользуются своими возможностями во благо учеников. Директор одной из инновационных школ перед весенними каникулами издала приказ, запрещающий учителям давать детям домашние задания на каникулы. Все учителя под этим приказом должны были расписаться.
Любопытное исследование провела со своими студентами кандидат медицинских наук, доцент, заведующая курсом основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Карельского педуниверситета Светлана Горанская. Изучили успеваемость и здоровье детей в двух параллелях – 7-х классов в Петрозаводске и 10-х в Пудоже, маленьком райцентре за Онежским озером, где тоже есть классы с углубленным изучением предметов. Оказалось, что тенденция и в Петрозаводске, и в Пудоже одна и та же: при том, что у учеников в “углубленных” классах выше успеваемость, состояние здоровья у них хуже, чем в общеобразовательных классах. Они чаще болеют, имеют букет хронических болезней, несмотря на то, что лучше питаются, поскольку, как правило, это дети из относительно состоятельных семей. Но их недельная нагрузка такова, что иному взрослому и не снилась.
С.В.Горанская считает, что первый шаг к снижению учебной нагрузки сделали, введя в начальной школе обучение 1-4. Вторым шагом стал отказ от обучения шестилеток. Следующим шагом, по ее мнению, стало бы жесткое соблюдение санитарных правил, регламентирующих максимально допустимое количество часов в неделю для детей каждого возраста. Однако знающие люди говорили мне, что, когда завучи предъявляют в санитарно-эпидемиологическую станцию школьное расписание, в нем не к чему придраться. У нас обычное дело, когда видимое никак не соотносится с реальной жизнью.
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск
Комментарии