search
main
0

Заграница спешит нам помочь. А мы, как всегда, не торопимся

Одним из средств демократизации школы может стать управляющий совет. Что это за орган управления? Зачем он нужен школе, если в образовательных учреждениях достаточно успешно действуют родительские комитеты, советы старшеклассников, классные ученические комитеты? Все дело в том, что все эти органы школьного самоуправления имеют рекомендательные, а не управленческие функции. А жизнь требует усиления участия общества в управлении школой.

Школьный УС, состоящий из представителей общественности, родителей, педагогов, старшеклассников и наделенный управленческими полномочиями, – это и направляющий вектор развития школы, и способ реализации прав педагогов, учащихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Что значит быть школьным общественным управляющим? Школьный управляющий – прежде всего тот, кто знает особенности своей школы и готов нести ответственность за ее настоящее и будущее.

Можно ли стать школьным общественным управляющим без специальной подготовки? Эксперимент в российских школах показал, что нельзя. Для решения стратегических задач управления школой нужны знания в области управления, образования, экономики, юриспруденции. В Калининградской области процесс введения УС шел таким образом: сначала на обучающих семинарах происходило обсуждение проблемы демократизации школы и знакомство рабочих групп школ с понятием «управляющие советы», а затем подобные УС стали зарождаться в образовательных учреждениях.

Начиная с 2004 года в Калининградской области совместными усилиями Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПК и ППРО), Управления образования Калининградской области, Калининградского областного института повышения квалификации и подготовки работников образования (КОИПКиПРО) проводится курсовая подготовка по проекту Совета Европы «Формирование политики гражданского образования в Калининградской области» представителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и педагогических работников. На семинары приглашаются родители и учащиеся образовательных учреждений области.

Слушатели курсов познакомились с программой Совета Европы «Обучение, направленное на воспитание демократической гражданственности». Интерактивный режим занятий позволил им стать участниками разработки и защиты проекта «Управляющие советы и государственно-общественная школа».

Семинары включали такие аспекты, как знакомство с разнообразным опытом создания различных форм общественного управления образованием; определение места УС в построении гражданского общества; освоение технологий создания УС. Результатами семинаров стали разработка моделей государственно-общественного управления в системе образования и внедрение этих моделей в педагогическую практику.

Наиболее интересные результаты достигнуты в Борской школе Гвардейского района и гимназии №7 города Балтийска. Педагоги этих школ совместно с сотрудниками КОИПКиПРО представляли опыт Калининградской области на всероссийской конференции «Практика работы управляющих советов: достижения и проблемы», которая проходила в этом году в Москве.

В настоящее время федеральная рабочая группа под руководством Анатолия Пинского разрабатывает пособие для школьных общественных управляющих России. В пособии использован опыт школ Калининградской области и КОИПКиПРО.

Должна заметить, что УС действуют далеко не во всех школах, прошедших обучение на семинарах. Образовательные учреждения не торопятся с нововведением. Реализация заявленного Законом «Об образовании» принципа государственно-общественного управления образованием сдерживается. С одной стороны, существуют разнообразные представления о содержании данного принципа. С другой – в законодательстве РФ отсутствуют юридические нормы для оформления этого принципа в образовательной практике.

Между тем мониторинг «Становление и развитие государственно-общественного управления образованием» показал, что большинство участников фокусных групп поддерживают УС и считают, что они будут способствовать демократизации школы.

Ольга БРАЖИНСКАС, методист кабинета этико-культурологических основ воспитания Калининградского областного института повышения квалификации и подготовки работников образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте