– Мне неинтересно делать табуретки, – вот так, с места в карьер, начал разговор со мной Александр Николаевич БЕЛЯКОВ, учитель труда новодвинской школы №2. – И ребятам неинтересно. Ведь когда все делают одно и то же, нет действия, нет объединения людей. Интереса нет.
Да, табуретки и мне смотреть было бы неинтересно, да и вряд ли журналист заинтересовался бы учителем труда, чьи ученики из года в год делают табуретки или почтовые ящики. А Александром Беляковым интересуются, и еще как. Учитель гордо мне показывает целую папку публикаций о проектах, которые были реализованы ребятами под его руководством.Вот уже более десяти лет Александр Николаевич работает по методу проектов.Проект – это не просто задумка, это тщательная работа над содержанием, деталями, историей и технологией изготовления.- У нас все серьезно, – делится секретами Александр Беляков. – Задумав проект, мы готовим детальное описание с чертежами и схемами, с историческими справками и фактами. И тут уже непонятно, кто у кого учится: то, что касается технологии и того, как что-то сделать, я ребятам помогу и посоветую, а вот в вопросах истории, как правило, они учат меня.А началось все с русской деревни, макет которой Александр Беляков собрал вместе с учащимися.- Это ведь был не просто безжизненный макет, – рассказывает учитель. – В деревне светились окна, мы провели электричество, ведь это были уроки труда.Дальше больше: космодром Плесецк с взлетающими ракетами, макет оборонного предприятия «Севмаш», действующий лесопромышленный комплекс, проект детского парка и аэропорта для Новодвинска. Горожане наверняка помнят Малые Корелы, Соловецкий, Артемиево-Веркольский и другие монастыри Поморья, космодром Плесецк, из последних – танковое сражение на Курской дуге, Дервиш и Куликовская и Бородинская битвы.Мини-комбинатВ этот раз в год 75-летнего юбилея градообразующего предприятия руководству АЦБК, представителям учреждений Новодвинска представили новый макет – на огромном столе в классной комнате уместился Архангельский ЦБК. Здесь все по-настоящему, только меньше. – Вот здесь на наш комбинат приходит лес, – начинает свою экскурсию для воспитанников детских садов Александр Николаевич. – Его поднимают из воды специальным краном и отправляют на склад. Дальше бревна отправятся в длинное путешествие, чтобы в итоге стать бумагой.Глядя на макет, поневоле удивляешься размаху целлюлозно-бумажного производства, расположенного за забором, по улице Декабристов. А ведь там территория больше, чем сам город. Там свои дороги, здания, магистрали.- Мы, конечно, не совсем точно воссоздали комбинат, – улыбается Александр Беляков. – Только главные и легко узнаваемые объекты. Остальное – плод фантазии ребят. Но, как признал Дмитрий Зылев, генеральный директор АЦБК, получилось очень похоже. Стоит отметить, что школьники даже побывали на режимном объекте, увидели, как работают основные производства, проследили технологическую цепочку от бревна до готовой целлюлозы.- Там не все можно было фотографировать, есть секретные объекты, – рассказывает Александр Николаевич. – Но общее представление о том, как работает наш комбинат, ребята получили.Макеты Александра Белякова всегда отличало и то, что они «живые»: окна светятся, поезда ездят, пушки стреляют.- Мы, если честно, не очень хотели браться за этот проект, ведь в нем нет динамики, движения, – признается учитель. – А делать просто стоящие здания неинтересно ни мне, ни детям. Но придумали, как можно оживить промышленный объект.Действительно, в новом макете есть и действующий радиальный кран, способный поднять и переместить из реки вязанку бревен, и железная дорога с поездом и вагонами с лесом, и колесные корабли, на которых раньше таскали плоты… Своя бумага- Макет был бы неполным, если бы мы не придумали, как сделать настоящую бумагу, – делится с нами Александр Беляков. – И ведь придумали, изучив литературу.Линия по изготовлению бумаги смонтирована в соседней мастерской: обрезки газет в качестве сырья, ведро вместо варочного котла, старый утюг заменяет сушильный пресс. Здесь учитель наглядно объясняет, как делается бумага.- Процесс удивительно простой, и каждый может его повторить в домашних условиях, – говорит Александр Беляков. – Но главное, что в итоге у каждого получается лист «своей» бумаги.Лист серой, плотной и чуть влажной бумаги получился и у нас, с интересом окунувшихся в процесс журналистов. А представьте, как интересно здесь школьникам!Пока макет экспонируется в школе №2 и экскурсии по нему проводит сам Александр Беляков вместе со школьниками, участвовавшими в его создании. Но уже сегодня высказываются идеи о том, чтобы перенести комбинат в миниатюре в другое, более доступное для всех желающих место. Например, во Дворец культуры…Ну а Александр Беляков, как видно, на этом макете останавливаться не намерен.- Есть задумка сделать макет фанерной фабрики и других предприятий города, – поделился с нами учитель. – Обсудим с ребятами и сделаем, я уверен!БородиноА несколько лет назад Александр Николаевич с ребятами собрал макет Бородинского сражения.- Мы стараемся подгадывать под исторические даты и события, важные для нашей страны и нашего региона, – пояснил Александр Николаевич. – В Бородинской битве, по свидетельству историков, принимали участие архангельские полки. А кроме того, наша губерния собрала большие средства для нужд армии.Огромный макет с солдатиками, стреляющими из пушек, редутами, а также с почти настоящей формой («Ее нам девочки на уроках труда сшили», – улыбается учитель) и ружьем и сегодня можно увидеть в музее детско-юношеского центра.Все работы школьников из школы №2 привлекают большое внимание школьников, ведь мало где на уроке, например, всерьез с учителем обсуждаешь, как сделать пушку. Да так, чтобы стреляла. А ведь до этого были танки Курской битвы, ракеты космодрома Плесецк, подводные лодки Севмаша.Детские идеи для взрослых- Один из моих любимых проектов – «Доступное жилье», – рассказывает Александр Беляков. – Несколько лет назад мы с ребятами решили построить дом, отработав все этапы его строительства. Вы не представляете, насколько увлеклись тогда ученики. Они даже проекты предложили действительно дешевого жилья для нашего региона, комбинировали материалы, искали новые решения. Может быть, кому-нибудь те детские идеи пригодятся во взрослой жизни.Макет дома, кстати, построили прямо в кабинете труда, а ключи от квартир в том самом дешевом доме хранятся у многих новодвинцев. Может быть, когда-нибудь они пригодятся…Невозможного нетТак через свои проекты Александр Беляков учит ребят не труду, а особому отношению к жизни, где нет места невозможному, а есть лишь вера в собственные силы и помощь товарища.- Мы много практических умений освоили с ребятами благодаря моим макетам, – улыбается Александр Николаевич. – И работу с деревом и металлом. Каждый проект у нас электрифицирован – светятся лампочки, крутятся двигатели, все это делают сами ребята. А, например, для создания макета Соловецкого монастыря мы даже освоили бетонирование и кирпичную кладку. Где еще можно такому научиться?А еще, как мне показалось, воспитывает Александр Беляков в своих учениках чувство ответственности за то место, в котором живешь, чувство неравнодушия, сопричастности. А потому социальные проекты детского объединения «Триколор», созданного учителем, известны новодвинцам.- Ребята должны понимать, что мы ответственны за то место, в котором живем, – рассказывает Александр Николаевич. – Потому мы, например, регулярно обновляем территорию школы, двор социального приюта, проводим большие праздники и спортивные мероприятия. «Учитель мечты» – так однажды назвали Александра Белякова новодвинские журналисты, и, глядя на этого человека с огоньком в глазах, веришь, что ему удается воплощать мечты в жизнь. В очередной раз, взглянув на многочисленные папки с проектами учеников Александра Николаевича, я грустно подумал о тех многочисленных безликих табуретках, которые мы на уроках труда собирали с одноклассниками…Советы от Александра Белякова1. Помните, что для воплощения ваших задумок не нужны специальные материалы. Все мои макеты сделаны из того, что я и мои ученики находим дома. Используем старые банки, испорченные магнитофоны, какие-то старинные детали от радиоприемников – глядь, а у нас из этой рухляди получился завод. И ребятам страсть как интересно конструировать из подручного материала. Собрать макет из «лего» не проблема, а увидеть, например, станок в старом трансформаторе – это уметь надо. И ребята меня порой удивляют.2. Когда возникает идея нового проекта, мы с ребятами изучаем объект со всех сторон. Литература, Интернет и даже «шпионские» технологии – все идет в ход. Здания комбината, например, нам фотографировали родители учеников. Подозреваю, что подпольно. Сбор информации – это настолько захватывающий процесс, что уже и непонятно, кто учитель, а кто ученик. Школьники такого навыкапывают, что только диву даешься! Совместная работа, сопричастность и позволяют нам вот уже больше десяти лет ежегодно создавать новые макеты.3. Кстати, всегда вокруг создания новых проектов возникают мелкие идейки, которые ребята воплощают в жизнь сами. Мои макеты продолжают жить, даже после того как они разобраны. Школьники приносят новые объекты, консультируются, как лучше сделать. И увлекаются настолько, что не видят проблемы в том, чтобы забить гвоздь или отремонтировать что-то дома. А не это ли главный результат уроков труда? Новодвинск, Архангельская область
Комментарии