Зубчатое колесо срезает ненужное, и на плоскости металла появляются канавки и углубления – так заготовка постепенно превращается в деталь. Впоследствии ее, возможно, используют при сборке станка или кофемашины, а пока придирчивая комиссия измерит со всех сторон, рассмотрит сквозь увеличительную линзу параметры шероховатости и вынесет свой вердикт: «Годится!» Свое мастерство по очереди показывают преподаватели, студенты, школьники. Задания у каждой команды разные, сложность предписанного объема работы соответствует навыкам. Но на конкурсе профессионального мастерства показать свои умения обязаны все.
В Пензенском промышленно-техническом колледже к испытаниям трудовых умений ребят и взрослых привыкли – подобные конкурсы проводятся в регионе более 25 лет. Колледж служит неизменной площадкой для практиков, готовых показать класс по токарной и фрезерной обработке металлов. Сноровку и уровень профессионализма оценивают специалисты из высшей школы и производственники. Каждый из них присматривает себе кадры. И глядя на спорую работу, ученые и менеджеры приходят к парадоксальной мысли: высокий профессионализм – это прежде всего обращенное в профессию творчество.Конкурсы профессионального мастерства, собственно, и создавались в Пензенской области для того, чтобы школьнику, только-только подошедшему к изучению ремесла, дать возможность попробовать свои силы в деле. Чтобы студенту показать умения публике. Чтобы мастерам производственного обучения почувствовать уровень своей квалификации, сравнив ее с результатами работы коллег. Чтобы представителям предприятий воочию увидеть, кто на что способен.- Выстраивая стратегию инновационного развития колледжа, – говорит его директор Таисия Дадаева, – мы исходим из того, что образование не может оставаться только услугой. Лишь тесное системное взаимодействие с работодателями и социальными партнерами позволяет формировать компетенции, необходимые современному выпускнику. Основными направлениями сетевого взаимодействия образовательного учебного заведения с социальными партнерами служат взаимосвязанные и взаимодополняющие вещи, такие как организация работы колледжа совместно с ведущими предприятиями по формированию механизма профессиональной подготовки, изменение содержания образования в соответствии с потребностями рынка труда и запросами работодателей, разработка совместно с работодателями модели выпускника колледжа, разработка новой модели социального партнерства.- Развитие экономики и возрождение промышленности остро обозначили проблемы нехватки квалифицированных кадров, способных производить качественную конкурентоспособную продукцию, – подчеркнул профессор кафедры машиностроения ПГУ, директор центра Delcam-Пенза Анатолий Машков. – Сложные условия этих социальных перемен поставили профессиональное образование перед необходимостью модернизации учебно-методической, материальной и информационной базы образовательного процесса.Изменения в промышленно-технологическом колледже начались с апреля 2008 года, когда он принял участие во Всероссийском конкурсе учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные программы. Программа колледжа, представленная на конкурс, была ориентирована на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в области машиностроения, металлообработки, строительного и коммунального хозяйства. Итогом внедрения программы стало создание регионального отраслевого ресурсного центра по металлообработке.- Благодаря тому что в регионе появился такой мощный ресурсный центр, – отмечает директор образовательного центра ПГУ, руководитель стажировочной площадки Сергей Нестеров, – обучать на современном высокотехнологичном оборудовании асов металлообработки, сварочного производства и строительства стало гораздо приятнее.Стажировочные площадки – это вообще одно из ноу-хау региона. Их в области шесть. Есть площадка по медико-биологическому и фармацевтическому направлению. Есть в сфере сварочного производства, в машиностроении и материалообработке, строительной отрасли, сельском хозяйстве, пищевой промышленности. Такая форма обучения предполагает синтез теоретических занятий и практики на современном специализированном оборудовании. Смысл ее в том, чтобы не только ознакомить студентов со спецификой технологических процессов того или иного предприятия, но и сформировать у них собственные навыки предпринимательства.В свое время Бернард Шоу сказал: «Все профессии – это заговор специалистов против профанов». Хочешь или нет проникнуть в тайну ремесла, поймешь не сразу. Но создавать условия для того, чтобы это узнать, попробовать себя в деле и понять, что ты можешь быть нужен на реально работающем производстве, по мнению и педагогов, и работодателей, необходимо. А придумать, какими эти условия будут, несложно. Если ориентироваться на запросы дня.Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Пензенская область
Комментарии