search
main
0

Заговор безъязыких России грозит графическая немота

Так уж сложилось, что мы живем в мире, который имеет как минимум три измерения. Любой созидатель – будь то строитель или архитектор, инженер или геолог – имеет дело с реальными предметами, у которых есть длина, ширина и высота. Но для передачи и сохранения информации ее необходимо перевести на лист бумаги или экран монитора, которые имеют только длину и ширину. Куда спрятать “лишний” размер?

На всю историю своего существования человечество придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости. Так, архитекторы и художники, которым нужна наглядность, используют для этого тени и перспективу, геологи и географы – числовые отметки, а инженеры и строители всю информацию об объектах закладывают в чертежи, позволяющие точно передавать форму и размеры. Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека, которая закладывается на уроках черчения.
Однако у многих черчение ассоциируется только с нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что вызвало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить ошибки, но не отменять черчение как предмет. Тем более сейчас, когда специальные компьютерные программы по черчению открывают широкие просторы для творчества и созидания, сводят к минимуму рутинную работу.
В те времена, когда у нас в стране успешно развивались наука и техника, промышленность и производство, черчение в школах считалось обязательным предметом. Был даже период, когда его преподавали с 7-го по 10-й класс. Тогда мы первыми летали в космос, строили свои самолеты и заводы. Но об этом уже мало кто вспоминает, так как в последние годы, даже десятилетия, преподавание черчения в большинстве школ велось или плохо, или вообще не велось. В результате резко снизился уровень знаний, из учебных заведений уходят специалисты.
Черчение – это сложный предмет, его теоретическая основа – раздел математики – начертательная геометрия, которая, как известно, “не служанка, а госпожа Его Величества Черчения”. Не понятно только, почему преподают черчение в школах не математики, а художники? Рисование – это искусство, а черчение – наука. Вот и запрягают вместе “коня и трепетную лань”. Хорошо, что никому еще не пришло в голову добавить в эту компанию филологов. Ведь графические изображения – это язык, состоящий из знаков и символов.
О том, что чертежи являются языком техники, писал еще в XVIII веке Гаспар Монж: “…Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали”. Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, форму, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности. Вот почему графический язык чертежей занял превалирующее место в представлении научно-технической информации, стал профессионально ориентированным языком в инженерной деятельности. Ведь именно технике нужна особо высокая степень точности, любые ошибки и неточности там кончаются авариями и катастрофами.
Таким образом, умышленно или нет, но в новый учебный Базисный план заложено снижение уровня подготовки кадров, которые могли бы в ближайшем будущем создавать реальные материальные ценности, а не покупать готовую продукцию за границей. Удар наносится прежде всего по инженерно-техническим работникам, которым предстоит создавать российскую технику в новом веке, тем самым уменьшаются шансы самостоятельно, без помощи Запада, восстанавливать хозяйство и развивать новые производства в России.
Галина АНИСИМОВА,
старший преподаватель Российского университета дружбы народов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте