Сквернословие среди детей и подростков в последние годы приняло масштабы бедствия. И это весьма тревожное явление нашей жизни. После слов-калек детям вернуться к нормальной разговорной речи сложно. Тяжело выстраивать логически выверенные фразы, тяжело объяснить что-либо, доказать, аргументировать.
«Ну, блин, короче, это сюда, а то – туда» – вот какими фразами оперируют многие школьники, что подтверждают учителя.
Я поговорила откровенно с подростками. У многих мат так встроился в логическую цепочку, что они не могут без него построить речь. В соцсетях они привыкли к значкам, коротким экспрессивным словам, чтобы долго не объяснять и не формулировать. «Мат выручает. Это своего рода заготовки, помогающие в разговоре», – признаются подростки.
Николай Ефимович Ребриков – преподаватель театрального отделения Острогожской школы искусств, педагог с 55‑летним стажем. Десять лет из них преподает в интернате для сирот и постоянно проводит со своими воспитанниками – юными театралами – лекции о вреде нецензурных слов.
– В моем детстве мальчишки тоже ругались матом, не так, конечно, как сейчас. Но те, кто ругался особенно отчаянно, безмерно и без укорота со стороны родителей, закончили плохо.
Многие из них довольно быстро попали в места не столь отдаленные, кто-то спился, третьи, как принято говорить, сгорели от какой-нибудь быстротекущей болезни, – говорит педагог. – Я уверен, что сквернословие влияет на здоровье и судьбу человека. Я прекрасно помню поколение наших отцов – ветеранов, которые пришли с войны, так от них нецензурного слова мы не слышали.
И это были люди, которые воевали, каждый день рисковали жизнью. Так что же сейчас сделалось с нашими детьми, если они уверяют, что произносят мат для разрядки, чтобы выплеснуть негативные эмоции? Опыт работы в педагогике позволяет сделать вывод, что мат влечет за собой агрессию.
Чаще всего, и это тоже подтверждают педагоги, ребенок начинает ругаться матом, если это принято в семье. Ребенок – это зеркало семьи.
Только полностью исключив нецензурную брань, мы сможем излечить от этой скверны наших детей.
Преподаватель русского языка и литературы Острогожского кадетского корпуса Елена Николаевна Вербицкая поделилась своими наблюдениями и выводами:
– В основном к нам приходят мотивированные дети, которые хотят служить Отчизне. Прежде чем стать кадетом, ребенок общается с психологом, с помощью которого будущий воспитанник корпуса до конца понимает, нужно ли ему надевать форму, сможет ли он справиться с физическими нагрузками, сможет ли он жить по законам, близким к армейской службе, сможет ли он строго выполнять требования дисциплины учебного заведения.
Тем не менее нецензурные выражения даже в кадетской среде стали частым явлением. Раньше мы пресекали мат, аргументируя это тем, что он является лексикой наших захватчиков – татаро-монгольской орды. Говоря на таком языке, мы остаемся рабами. Получается, что иго до сих пор не прошло, если в нас так живы эти выражения? И это действовало.
Теперь дети отовсюду слышат, что мат – наш, исконный, мол, если материшься, значит, ты настоящий русский и поступаешь так, как твои предки. Что говорить детям, когда и со сцены слышишь ругань, и из уст бардов и писателей она льется потоком?..
Как не согласиться с педагогом? Думаю, что дети начинают ругаться матом еще и потому, что видят цинизм и вранье взрослых людей. Часто взрослые создают в головах детей хаос. Судите сами. В детских садах и школах сейчас отмечают и языческие, и православные, и комсомольские праздники.
В головах у детей и подростков полная неразбериха. В прошлом году во многих учебных заведениях страны бурно отмечали столетний юбилей комсомола, дети разучивали историю этого молодежного движения, комсомольские песни.
Мне доводилось не раз видеть, как школьники райцентра сначала шли на православный праздник, а в обед к ним приходили ветераны комсомола и вещали о высокой морали советского времени. Большинство детей просто не вникают в происходящее.
Но есть и такие, кто знает, что в советское время вера была под запретом, что комсомольцы – это порождение того времени. Постепенно они начинают относиться к тому, что происходит в школе, с иронией, они перестают верить учителям и вообще всем взрослым.
Это ни в коем случае не оправдание, это желание понять наших детей, помочь им. В школах много говорят о вреде курения, о наркомании, пьянстве, СПИДе, но почти не говорят о том, что матерная ругань – это первая ступень к этим ужасным зависимостям и болезням.
Сами учителя сетуют на то, что воспитание чувств, духовная составляющая из нашего образования уходят. В школах стали дефицитом доброта, воспитанность, сочувствие. Учителя говорят, что дети не знают и не понимают значения таких слов, как кротость, смирение, одухотворенность.
Дмитрий Сергеевич Лихачев советовал обязательно читать с ребенком вместе, желательно медленно и вслух. Сам он проповедовал не скорочтение, а, наоборот, медленное, вдумчивое чтение. В одной из статей писал, что читал «Медного всадника» Пушкина целый год. Каждое слово он осмысливал. Вот так же надо попробовать осмысливать слова во время чтения с ребенком.
– Сейчас ко мне на театральное отделение приходят дети, которые не понимают и не знают, как разобрать литературное произведение. Мы с ними восполняем этот пробел. Если учим стихотворение, басню, то буквально осмысливаем каждое слово, думаем, что за ним стоит, что хотел передать автор, – говорит Николай Ребриков.
Во время подготовки материала я общалась со многими педагогами. И все в один голос говорили, только всем миром можно искоренять это пагубное явление, играющее далеко не безобидную роль в формировании личности. Предстоит длительный процесс избавления от сквернословия, особенно если оно вошло в привычку.
Понадобится огромная душевная работа как родителей, так и детей. Избавившись от мата, мы сами почувствуем не только моральное облегчение, мы увидим, как качественно изменилась наша жизнь.
Ольга БОТКИНА, Острогожск, Воронежская область
Комментарии