search
main
0

Заглянуть за горизонт. Здесь делают открытия и ученики, и их наставники

На первый взгляд это самое обычное образовательное учреждение столицы в районе Тропарево-Никулино. Но это именно та школа, в которую дети утром идут с удовольствием и в которой задерживаются до самого позднего вечера. Потому что она для них – родной дом. В этом году школе №875 исполняется 45 лет!

С первых лет основания 875-я сотрудничает с самыми разными учреждениями культуры, образовательными учреждениями, научными организациями, среди которых хотелось бы особо выделить Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. Именно с ним с начала 80-х годов прошлого столетия школу связывают очень тесные узы. Благодаря такому сотрудничеству, а лучше сказать – сотворчеству, школа прошла все стадии инновационной образовательной деятельности.Первый этап – школа с углубленным изучением изобразительного искусства (участие во всесоюзном эксперименте по внедрению в школы новых программ по изобразительному искусству), конец 70-х – начало 80-х годов прошлого века. Второй этап – школа-лаборатория (создана при поддержке выдающихся ученых Российской академии образования В.В.Давыдова и Б.П.Юсова) по разработке и внедрению в практику интегрированных направлений работы и полихудожественного воспитания (начиная с 1995 года). Третий этап – сетевая инновационная площадка II уровня (ресурсный центр) – когда школа объединила вокруг себя целую сеть других инновационных площадок, внедряющих в практику интегрированные технологии организации образовательного процесса (начало 2000-х годов). Наконец, 4-й этап – базовое образовательное учреждение городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования» (2012 год). Направления деятельности значительно расширились, исследования вышли за пределы гуманитарно-художественной деятельности.В рамках нового направления учителя школы разработали уникальные образовательные комплексные интегрированные технологии взаимодействия предметов гуманитарно-художественного и естественно-научного цикла. Обучающие методики ориентированы на внедрение в практику преподавания предметов естественно-научного цикла, гуманитарных технологий – технологий, приближенных к человеку. Ребенок рассматривается как главное достояние образовательного процесса.Сегодня школа – это образовательный комплекс, который объединяет в себе два школьных отделения и пять дошкольных корпусов групп. Здесь создана реальная продуктивная организационно-педагогическая модель адаптивной школы, где главное – развитие каждой личности в условиях непрерывности образования и преемственности между всеми его звеньями.В практику работы с учащимися учителя внедряют уникальные технологии социоигрового стиля организации занятий, интегрированного комплексного обучения (такие, как занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия), проектные и театральные формы обучения, уроки театра, бинарные и интегрированные занятия и многое другое.Ежегодно в школе уже много лет проводится фестиваль «Серебряная маска», в котором участвуют все школьные коллективы со своим спектаклем. Каждый класс в школе – это театральный коллектив со своим «лицом», а каждый педагог – режиссер.Кроме этого, в школе появились инженерно-технические профили образования (в том числе внедряется современное оборудование, и школа активно сотрудничает с промышленным производством), кадетское воспитание и образование, медицинские программы и другие новшества.В процессе сотрудничества школы и Института художественного образования и культурологии учащиеся системно участвовали в мониторинге по определению уровня культурной развитости детей разного возраста. Здесь апробировалась авторская концепция стимулирования эстетического развития детей и подростков в условиях мониторинга индивидуального развития общего и эстетического мировосприятия детей и подростков девяти – шестнадцати лет. Методика базируется на выявлении маршрутов эстетического развития каждого ученика, его личностных особенностей. Результаты этих занятий позволили ученым создать маршруты индивидуального и общего эстетического развития современных детей и подростков, которые учились в 875-й школе. В 2016 году по материалам этого многолетнего исследования вышла книга «Маршруты эстетического развития современных детей и подростков. Теория и диагностика», издательство «Музыка» (автор Е.М.Торшилова), в которой подведены итоги данного исследования.Будущее нашей школы – «Школа №875 – образовательная обсерватория качественного обучения и гармоничного воспитания детей и молодежи». Школа-обсерватория – это школа открытий как для учащихся, так и для учителей (observe – в переводе с латыни «наблюдаю»). Современная обсерватория – это не просто площадка для наблюдений, а лаборатория, оснащенная различными приборами и технологиями для исследования, анализа, самообразования и саморазвития обучающихся и обучаемых. Но это не пассивное наблюдение, а активный анализ и созидание, приучающие к командной работе и формирующие в учениках умения и навыки, необходимые для их дальнейшей жизненной и профессиональной успешности.Школа-обсерватория рассматривает мир глубже и дальше рамок школьной программы, заглядывает за горизонт сегодняшнего дня, изучает, анализирует и использует широкие возможности столичной социокультурной среды для того, чтобы ученики были успешны завтра. Это организованная многофункциональная и многоступенчатая структура образовательного учреждения, в которой обучающиеся изучают миры, человека и его деятельность, исследуют закономерности природы, открытия в науке, изменения в жизни, искусстве, культуре.Школа №875 работает в тесном контакте с сетью школ-партнеров, внедряющих в практику инновационные, прогрессивные направления работы, технологии и формы организации образовательного пространства. Это совместная и сотворческая деятельность учителя и его учеников, которые вместе исследуют, делают выводы, обсуждают педагогические открытия и находки, такие как комплексные образовательные технологии интегрированного обучения. Здесь работают вместе в тесном контакте учителя, ученые и родители. Именно это позволяет расширять горизонты школьного образования.Учреждения культуры для нашей школы – база для воспитания и развития инкультурации детей и школьников через постепенное освоение и усвоение навыков учения, манер и норм поведения в школе. Важной составляющей школы является связь обучения с культурой и наукой. Можно сказать, что школа №875 уже сегодня является школой будущего, здесь созданы здоровая культурно-образовательная экологическая среда и уникальные условия обучения и воспитания.​Любовь САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, научный руководитель средней школы №875

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте