search
main
0

Загадочная вертихвостка. Смекалиста, артистична и всегда забавна!

В этот детский сад мы наведываемся накануне почти каждого Нового года. Перед годом Дракона мы фотографировали здесь игуану. Сейчас пришли в гости к яванскому макаку Морису. Он лакомка, по происхождению крабоед, гурман, разбирающийся во вкусовых нюансах моллюсков и креветок, но, прожив в России долгие годы (в московском садике он появился в 1998 году в подростковом возрасте), пристрастился к картошке и еще больше к семечкам. Этот старожил дошкольного отделения №3 школы №15 (директор которой Андрей Белов с должным пониманием отнесся к столь необычному экологическому наследию своего нового структурного подразделения) любит водные процедуры, он вполне недурно плавает, обожает распутывать разнообразнейшие головоломки, чем сложнее интеллектуальные загадки, тем Морису интереснее, он ловкий и весьма хитрый. Выхватить камеру у зазевавшегося на миг оператора или стащить из кармана расточающего ему комплименты посетителя телефон для него сущая безделица. Пролетающей мимо его дома птице тоже может прийтись несладко, реакция у Мориса мгновенная, а хватка крепкая. Он хозяйственный и озорной. Он обезьяна, персона, несмотря на кажущуюся внешнюю примитивность, довольно-таки таинственная и хищная. Образ этого животного будоражит воображение художников и заставляет ломать голову над загадкой его противоречивой натуры философов.

Неуклюжесть медведя, трусость зайца, бесстрашие орла, аристократизм льва – незыблемые черты характеров и повадок животных, символизирующих людские слабости или особые дарования, кочуют из произведения в произведение. Обезьяна же животное самобытное и оригинальное, она смекалиста и всегда забавна, и ее персонаж хорош скорее для сюжетов анекдотов, чем для поучительных сказок. А они появлялись во все времена, и люди наделяли это существо самыми фантастическими качествами.В басне Эзопа «Лиса и обезьяна» завороженные зажигательной пляской самого близкого человеку существа звери выбрали обезьяну своим царем. Лиса незадачливого повелителя, как и полагается, обманула… и мы теперь знаем точно, что тот, кто берется за дело неосмотрительно, терпит неудачу и становится посмешищем. Обезьяна нас предостерегает.У Крылова в басне «Мартышка и очки» рассказывается о невежде, который не знает цены вещам. Эта позиция близка и узбекскому баснописцу Мухаммеду Шарифу Гульханию (XVIII век). В «Зарбулмасале» он пытается убедить: не делай того, чего не можешь, иначе попадешь в беду, «Калилой и Димной» утверждает, что столярничество не дело обезьяны: каждый должен заниматься своим делом. Но какое дело для обезьяны свое?Японскую композицию «не вижу, не слышу, не говорю» видели многие. Изображение трех обезьян – своего рода ребус, из-за игры слов и намеков на верования понятный только японцу. Один из главных постулатов этого каламбура состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдатели, собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к небесному владыке. Западному человеку в трех обезьянах чаще видится попытка избежать проблем. Но восточные мудрецы вкладывают в этот символ совсем другое значение. Эта тройка приматов ставит перед нами великую цель развития личности – достижение просветления, противостояние всему неистинному (по-английски просто evil – то есть злу) внутри и снаружи. Например, у буддистов есть механизмы, которые можно иллюстрировать обезьянками, это выработка своеобразных фильтров, не позволяющих неистинному достигать сознания, буддист должен «не слышать» «зла». Один из англоязычных вариантов названия композиции из трех обезьян no evil monkeys – «обезьяны без зла». Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим. Недаром иногда к классической компании добавляется четвертая обезьяна, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот.Обезьяна в европейской культуре символ греха, хитрости, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени. У христиан раннего Средневековья обезьяна стала символом дьявола и, скорее, знаком язычества, нежели греховности. В готическую эпоху обезьяна с яблоком во рту символизировала грехопадение человека, а обезьяна в цепях – победу над грехом. В мистериях обезьяна являла собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа.Начиная с эпохи Средневековья обезьяна становится символом живописи и скульптуры. Так как искусство художника по сути своей считалось имитацией, его связывали с животным, известным своей способностью подражать и передразнивать. Эта идея нашла свое выражение в популярном афоризме «Искусство – обезьяна природы», особенно полюбившемся фламандским художникам XVII века, которые изображали художника в образе обезьяны за созданием портрета или ваяющим скульптуру из камня. Постепенно эта пародия на творчество художника распространилась и на другие виды человеческой деятельности, для того чтобы высмеять человеческую глупость и суетность. В эпоху Возрождения этот образ использовался как атрибут одного из пяти чувств – вкуса. Обезьяна, ассоциировавшаяся с пороком вообще, использовалась и для персонификации распутства.На Востоке символика обезьяны была противоположной. Например, в индийском эпосе обезьяна Хануман, наделенная незаурядным умом и огромной физической силой, была мудрым советником царя обезьяньего племени и верным слугой Рамы.В Китае обезьяний крик символизирует глубокую тоску, а в китайском гороскопе обезьяна служит знаком фантазии, так как она быстрее всех приспосабливается к меняющимся обстоятельствам и весьма любознательна. Китайцы видят в обезьяне острый ум, хорошую память и чувство юмора. Она отличается трезвостью ума, организованностью, высокой производительностью и бережливостью в отношении денег. Любит приобретать новые знания и путешествовать, часто имеет талант к языкам. Правда, китайская обезьяна не лишена таких недостатков, как лень, самовлюбленность, чрезмерная эмоциональность, скрытность и коварство.Иногда обезьяна выступает как символ обучения. Так, в Египте собакоголовая обезьяна (кинокефал) или павиан изображались иероглифом, обозначавшим письмо. Подобные представления характерны и для Китая. Например, Ван Тайхай в 1791 отмечал, что на севере водится 4-5-дюймовая обезьяна с алыми глазами и черной шерстью, которую отличает необычная страсть к индийским чернилам. Когда кто-нибудь что-нибудь пишет, обезьяна сидит поблизости и ждет, пока работа будет закончена. Затем она выпивает остаток чернил и, умиротворенная и довольная, усаживается на прежнее место, поджав лапы.Этих млекопитающих делят на обезьян, игрунов и полуобезьян. Кстати, в дошкольном отделении №3 живет и полуобезьяна, толстохвостый галаго Тимофей. Большой пушистый хвост, вкрадчивые, грациозные движения и миловидность мордочки при необычайной прыгучести, ловкости, силе и верткости. Бытует легенда, что галаго в прошлом были обезьянами, но из-за лени и сонливости деградировали и опустились до их теперешнего состояния. Поистине обезьяны и их сородичи – презанятнейшие существа, обещающие нам в год их правления массу замысловатых шарад, экзотических приключений, стремительных изменений в жизни. Высокая скорость мышления, отсутствие брезгливости, заметные военные таланты, большие достижения в театре и кино – все это обезьяна. Однако никогда не надо от нее ждать слишком многого, для больших дел она слишком суетна. И никогда не знает, как ей разорваться, ведь она и красивая, и умная одновременно. Встречайте же ее с юмором и снисходительностью. Но будьте бдительны! С Новым годом!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте