search
main
0

Загадки числа «пи» и отгадки

Шерлоков Предметные недели

В школе №1234 предметные недели – традиция. Неделя математики приурочена к Международному дню числа «пи» и позволяет учащимся посмотреть на математику по-новому, не c привычной академической стороны как на набор правил и примеров, а как на увлекательную и полезную область знаний, нечто живое и постоянно развивающееся. А лингвистический фестиваль, который знаменует неделю иностранных языков, дает возможность ребятам проявить свои художественные, музыкальные, артистические таланты.

 

День пи объединяет любителей математики во всем мире. В этом году прошли тематические уроки, на которых ребята узнали историю возникновения праздника, почему число «пи» называется константой, какое значение оно имеет в развитии математики и вычислительной техники, как оно связано с элементами окружности, открыли для себя интересные факты о данной математической постоянной. Ребята выполнили задания, в ходе решения которых вычислили длину окружности основания Царь-колокола, отыскали радиус арены Московского цирка Никулина на Цветном бульваре и радиус основания Останкинской телебашни. Такие практические занятия делают абстрактные теоретические положения понятными и доступными, помогают установить более тесные связи между различными разделами курса математики, а также межпредметные связи.

В рамках проведения недели математики была организована интеллектуальная викторина. Вопросы для викторины подготовили учителя совместно с одиннадцатиклассниками. На первом этаже нашей школы стоял лототрон, ученики случайным образом вытаскивали номер вопроса, который озвучивался ведущим. Правильные ответы ребят поощрялись призами. Количество попыток не ограничивалось, без подарка не остался ни один из участников лотереи. Игровой компонент данного конкурса привлек большое количество учеников младших классов, мотивируя школьников находить ответы на вопросы викторины любыми доступными способами.

Несмотря на то что математика не относится к предметам художественного цикла, математическая неделя дала возможность художественно одаренным ребятам проявить себя. Ученики 5‑8‑х классов смогли подготовить яркие и увлекательные тематические стенгазеты.

Ученики 7‑го «М» класса, участники городского образовательного проекта «Математическая вертикаль», выступили в качестве организаторов интеллектуального математического квеста для ребят из 5‑6‑х классов, разработанного учителем математики Е.С.Леоновой. Девятиклассники выполняли индивидуальные и групповые проекты, рассказывающие о специфике решения первых пяти задач основного государственного экзамена по математике. Все проекты были представлены классам и получили высокую оценку. Можно отметить, что кроме предметной направленности данные мероприятия развивают такие метапредметные умения, как умения работать в группе, выступать перед аудиторией, отбирать материал в соответствии с поставленной задачей.

Поскольку наша школа является образовательным комплексом, состоящим из нескольких зданий, предметная неделя дает возможность общаться учителям и ученикам из разных зданий. Учителя математики с радостью делятся своими знаниями с учениками из других отделений нашего образовательного комплекса. Так, например, уже традиционными стали встречи учеников 11‑х классов с А.В.Худяковой, учителем математики нашей школы, экспертом ЕГЭ, которая рассказывает об особенностях решения и оформления заданий второй части единого государственного экзамена по математике профильного уровня.

С прошлого учебного года наша школа сотрудничает с Институтом цифрового образования Московского городского педагогического университета. Студенты и преподаватели вуза проводят маcтер-классы, семинары и нестандартные уроки для учеников, рассказывая об особенностях решения заданий формата единого государственного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации, говорят о важности основ финансовой грамотности, приемах быстрого счета, лайфхаках мышления, истории вычислительной техники и многом другом. Такие мероприятия проводятся в рамках профориентации, а также позволяют повысить осведомленность учащихся в смежных предметных областях.

Неделя иностранных языков проводится в нашей школе с 2016 года. За это время она превратилась в лингвистический фестиваль и даже получила название Lingua Festum. Это действительно масштабное мероприятие, учащиеся школы в течение недели имеют возможность поучаствовать во множестве конкурсов, концертов, обучающих мероприятий и конференций на иностранных языках, которые преподаются в нашей школе: английском, испанском, немецком, французском. Со следующего года в списке иностранных языков появится китайский, преподавание которого осуществляется в рамках дополнительного образования. Любая инициатива школьников приветствуется, выбирается штаб фестиваля из ребят средней и старшей школы. Составляется расписание на каждый день недели иностранных языков, учителя иностранных языков получают задания курировать различные мероприятия.

Отдельно проводится неделя английского языка в младшей школе. На начальной ступени образования большое значение имеют задания, способствующие проявлению любознательности и инициативности. Традиционно ребята готовят познавательные проекты по страноведению, участвуют в празднике алфавита, разучивают песни на английском языке. Под руководством педагогов младшие школьники делают первые шаги в новом для них мире английского языка, при этом помощь родителей приветствуется, но не требуется. Например, подготовить проект ребенок может вместе с родителями с использованием компьютерных технологий или самостоятельно, нарисовав рисунок.

На средней и старшей ступенях образования большое внимание уделяется развитию умения говорения. Учащиеся участвуют в конкурсах чтецов, турнирах ораторского искусства, дебатах, готовят игры, викторины и конкурсы, делают презентации, проводят квесты и экскурсии, выполняют литературные переводы. Все это происходит на одном из иностранных языков и способствует закреплению речевых и языковых умений и навыков. Подавляющее большинство мероприятий проводится на английском языке, так как в нашей школе английский язык изучается по расширенной учебной программе. Большой популярностью также пользуются мероприятия на испанском языке, который хотя и изучается в нашей школе в качестве второго иностранного языка, но является очень востребованным среди учащихся средней ступени.

Часто педагоги нашей школы сами проводят дополнительные мероприятия, помогающие повысить качество знаний и мотивацию учащихся. Примером может служить совместный урок по теме Reconquista, входящей в программу по истории 6‑го класса, на испанском языке. Урок был проведен в 2021‑м учителями истории С.Н.Спиридоновым и испанского языка Д.С.Савченко. Школьники получили возможность ознакомиться с темой урока через призму изучаемого языка, понять историю возникновения исторических терминов, ощутить связь между предметами. Еще один пример – КВН для учащихся старших классов Quiz Night, подготовленный учителем английского языка М.Ю.Пириевой. Викторина проводится с 2020 года. Она состоит из трех отделений, включает вопросы из разных областей гуманитарного знания, позволяет расширить кругозор учащихся и сравнить культурологические аспекты России и стран изучаемых языков.

В рамках лингвистического фестиваля приглашаются гости – спикеры на конференции и семинары. Часто это выпускники школы, которые рассказывают на английском языке о своей работе или учебе. Также к нам приезжают представители вузов, которые рассказывают учащимся старших классов об обучении на этапе высшего образования и проводят мастер-классы. Например, в 2019 году в числе приглашенных гостей были руководитель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ кандидат педагогических наук Е.А.Колесникова, в 2020‑м – заведующая кафедрой итальянского языка МГУ имени М.В.Ломоносова доктор культурологии Д.А.Щевлякова. Такие мероприятия помогают ребятам в выборе их будущей профессии.

Лингвистический фестиваль дает возможность учащимся проявить свои художественные, музыкальные, артистические таланты. Обязательным элементом недели иностранных языков на протяжении всех лет является конкурс иллюстраций к произведениям авторов, написанных на изучаемых в школе языках. Для подведения итогов конкурса приглашается педагог, преподающий искусство, Е.А.Окпох. Еще один интересный художественный конкурс – конкурс театральных афиш, в качестве примера можно провести конкурс на лучшую афишу к произведениям Шекспира. Каждый год учащиеся снимают фильмы или в рамках конкурсов, или по заданной тематике для показа в определенных классах. Это может быть рекламный ролик, фильм-интервью, фильм-экскурсия. Обязательным условием является наличие текста или субтитров на английском языке.

Закрытие недели иностранных языков сопровождается заключительным концертом. Учащиеся средней и старшей школы могут принять участие в театральных постановках на одном из изучаемых языков, исполнять музыкальные произведения, танцевать или петь на иностранных языках, что позволяет и зрителям, и исполнителям не только получить эстетическое удовольствие, но и приобщиться к национальным культурам стран изучаемых языков.

Что делает проведение предметных недель актуальным? Прежде всего это возможность «вертикального» смешивания учащихся школы. Как правило, школьники выстраивают отношения внутри класса, реже – внутри параллели. Проведение предметных недель предусматривает участие детей разного возраста, что помогает им учиться общению не только со сверстниками, но и с младшими или старшими товарищами. Элемент соревновательности, присущий многим мероприятиям предметных недель, не только полезен сам по себе, но и подразумевает создание жюри, в которое входят не только педагоги, но и дети. Это помогает ученикам развивать такие метапредметные навыки, как умение сравнивать себя и других, объективно оценивать свои действия и действия других людей. Очень важным аспектом является рефлексия. После проведения предметных недель педагоги совместно с ребятами анализируют события, отмечают успехи и неудачи, намечают возможные пути исправления недостатков. Отдельная работа на каждом этапе подготовки и проведения предметных недель, включая рефлексивный, ведется коллективами кафедр соответствующих предметов, стимулируя педагогов к обмену опытом и повышению собственной компетентности. Таким образом, предметные недели являются общешкольным событием, мотивирующим, сплачивающим и создающим неповторимую атмосферу в школе.

Александр ЖДАНОВучитель математики, заведующий кафедрой математики и информатики школы 1234, методист отдела методологии и перспективной дидактики (математика) Института содержания, методов и технологий образования МГПУ;

Анна ПУЧКОВАучитель английского языка, заведующая кафедрой иностранных языков школы №1234

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте