Цели урока: образовательная – ознакомить учащихся с тематикой, основными чертами публицистики Лидии Чуковской; воспитательная – стимулировать познавательный интерес к жизни и творчеству русской писательницы, формировать умение отстаивать свою точку зрения; развивающая – развитие навыков работы в группе, речи и мышления.
Оборудование: ватманы со схематическими заготовками для решения проблемных заданий урока, маркеры, постеры, раздаточный материал – листы А4 с напечатанными статьями по количеству учащихся, портрет Л.Чуковской, компьютер, экран, слайды.Методы и стратегии: мозговой штурм, ротация (деление на группы), проблемный (фишбоун, река проблем, дерево решений), вслед за автором, слово учителя.Тип урока: формирование знаний, умений и навыков.Время урока: 2 часа. Ход урокаУчитель говорит учащимся о том, что на уроке они смогут ознакомиться с публицистическими произведениями, проанализировать их содержание, высказать свое мнение по поводу их значимости, обозначить проблемы, поставленные в них автором, и определить пути решения этих проблем. Но имя автора они смогут узнать лишь в конце урока. Каждый шаг будет приближать всех к знакомству с замечательным человеком, который оставил заметный след в литературе. Далее учитель читает фрагмент из произведения «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина: «Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были действительно поросла быльем; но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что, кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью».Учитель: Сказано это великим писателем-сатириком в XIX веке, но разве это не соответствует и другому веку, такому же трагическому, полному коллизий и катаклизмов? Давайте сегодня с вами разберемся в этом, попытаемся понять, как история должна учить людей делать выводы и не повторять ошибки прошлого. Я предлагаю вам сейчас сказать все, что вы знаете о событиях 60-х годов XX века в России. А я буду записывать ваши реплики на доске. В конце работы мы подведем итог, обобщив сказанное вами. Мозговой штурм. Никакой оценки высказываний не дается, полная свобода мысли, перебивать друг друга нельзя, не допускаются комментарии или насмешки. Учитель записывает на доске только опорные слова: СССР, Сталин, репрессии, Н.С.Хрущев, культ личности, оттепель, цензура. Затем подводит итог работы, благодарит учащихся за высказывания. Говорит, что, даже несмотря на запреты «свыше», находились люди, которые считали, что преступно скрывать истинное положение дел в обществе и государстве. Они пытались сказать прямо о том, что их беспокоило, хотя это многим и не нравилось. Учитель: К таким людям относится и наш сегодняшний герой. Я пока не буду называть его имени, вы мне сами назовете этого человека в конце урока. А сейчас давайте ознакомимся с некоторыми его статьями, написанными в те годы, о которых мы сейчас с вами говорили. Я вам предлагаю разделиться на группы по 5 человек. Вы сами назначите спикера, который будет защищать точку зрения вашей группы во время презентации. Задача каждой группы – прочитать статью, определить проблему, которую поднимает автор, в процессе обсуждения принять или не принять его точку зрения и дать свое решение этой проблемы. У каждой группы будет свой вид работы по проблемной ситуации (на предыдущих уроках необходимо ознакомить учеников с этими видами работ). У вас есть ровно 30 минут. Группам раздаются ватманы с нарисованными заранее учителем схемами.1-я группа – «Река проблем». Дается статья для обсуждения – «Михаилу Шолохову, автору «Тихого Дона». На ватмане в левом нижнем углу определяется проблемная тема. На изображении реки записываются составляющие темы, им дается краткая характеристика. Учащиеся пишут свое мнение о возможных путях решения вопроса на постерах, выкладывая ими своеобразный «мостик» через «реку» – это различные мнения участников группы. В правом верхнем углу записывается общее решение проблемы, к которому пришла группа.Выступление спикера 1-й группы.2 группа – «Фишбоун» (рыбий скелет). Этот прием позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объема. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки. Остов предстоящего исследования – рыбий скелет – должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, а на нижних – причины ее возникновения. В голове рыбы записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить. Хвост – место для общего и конечного решения всей группы. Записи должны быть краткими, это ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечный этап – презентация заполненной схемы, которая демонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Выступление спикера 2-й группы.3-я группа – «Дерево решений». Дает возможность учащимся исследовать проблему поэтапно, а затем суммировать знания. Пользуясь этим приемом, ученики подробно анализируют все возможные варианты решений, а также плюсы и минусы, связанные с каждым из них. У корней – причины, рождающие проблемы; ствол – сами проблемы, выражающиеся в определенных формах поведения людей. Учащиеся на постерах записывают все возможные решения проблем, изложенных в статье.Выступление спикера 3-й группы.Учитель: Ребята, вы замечательно справились с заданиями, поняв и содержание, и тему, и идейную направленность каждой статьи. Вы правильно отметили и полемический запал, и четкое, недвусмысленное озвучивание своей гражданской позиции, мужество и смелость автора в отстаивании своих принципов. Его искренность заслуживает уважения. Ну а теперь самое время познакомиться с этим человеком. Давайте ответим на вопросы, пользуясь фактами из текста статей:1. Кто автор по профессии? («…вы дали каждому литератору, в том числе и мне…»)2. Автор женщина или мужчина? («Этот призыв ошеломил… не одну меня».)3. В какой стране живет автор статей? («Традиция эта – традиция заступничества – существует в России не со вчерашнего дня, и наша интеллигенция вправе ею гордиться. Величайший из наших поэтов, Александр Пушкин, гордился тем, что «милость к падшим призывал».) Да, этот изумительный по честности, смелости и таланту человек – прекрасная писательница Лидия Чуковская, с жизнью и творчеством которой я хочу вас ознакомить.На слайдах – биография писательницы, учитель поясняет и комментирует основные факты биографии Лидии Чуковской и творческого пути.Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы вы ознакомились не только с публицистикой, но и с другими произведениями Лидии Чуковской, узнали о времени, в которое жили ваши отцы и деды, поняли глубину и важность ее книг для современного читателя. Ведь полнее узнавая прошлое, мы познаем лучше и себя, настоящих. Людмила МЕЛЬНИКОВА, учитель русского языка и литературы академического лицея №4 при Бухарском университете, Узбекистан
Комментарии