В сфере образования Башкортостана, как и в других регионах России, сегодня происходят системные изменения. Создаются новые финансово-экономические механизмы, идет подготовка к внедрению современной модели образования. Как отметил на расширенном заседании коллегии Министерства образования РБ руководитель ведомства Зиннат Аллаяров, в числе программ, требующих разработки в 2009 году, – педагогические кадры и информатизация образования.
Бесспорно то, что федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения весьма прогрессивны, однако есть и спорные моменты. К примеру, в настоящее время бурные дискуссии на российском уровне идут в части национально-регионального компонента.
– В этом вопросе позиция нашей республики, поддерживаемая большинством субъектов страны, – обязательный учет в содержании образования национально-культурной и языковой самобытности народов и регионов. Национально-региональный компонент в образовании сохранится, – подчеркнул Зиннат Аллаяров.
Текущий год станет важнейшим этапом перехода системы образования на новые финансово-экономические механизмы. Вслед за школами предстоит перевести на новые методики другие учебные заведения. Кстати, как показала практика, с введением новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях с 1 января 2009 года заработная плата работников увеличилась на 20 процентов.
– Это реальный эффект, хороший результат, – сказал Зиннат Абдуллович.
Вместе с тем, внедрение новых механизмов вскрыло много глубинных проблем, таких как необоснованно разный уровень финансирования образовательных учреждений в районах и городах, неоптимальное использование выделяемых средств, экономическая малограмотность работников.
По словам Зинната Аллаярова, ситуация осложнилась практически одновременным внедрением двух механизмов. В каких-то районах и городах не успели решить вопросы, связанные с переходом на нормативное финансирование, где-то не провели необходимые оптимизационные меры, а образовательные учреждения были вынуждены перейти на новую систему оплаты труда. Министерству совместно с органами управления образованием на местах предстоит вести постоянный мониторинг ситуации, чтобы предупредить какие-либо проблемы. К примеру, нельзя допустить появления задолженности по зарплате.
– Должна быть определена та или иная перспектива по каждой школе, дошкольному учреждению, учреждению дополнительного образования с учетом демографической ситуации, материально-технического состояния, кадрового обеспечения. Конечно, при оптимизации неизбежно сокращение штата. В этом вопросе необходимо обеспечить соблюдение трудовых прав и социальных гарантий работников, – сказал, обращаясь к коллегам, министр.
Также на заседании была затронута тема подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. Ни для кого не секрет, что в последние годы требования надзорных органов многократно повысились. Школы должны соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности. Но для этого нужны огромные финансовые средства, которых зачастую нет. В Башкортостане, к примеру, в настоящее время 314 ветхих школ. Построить на их месте новые просто нереально. Тем не менее исправлять ситуацию необходимо. Сейчас работа уже началась. Что касается противопожарных и санитарно-эпидемиологических мероприятий, каждый начальник управления и руководитель учебного заведения должны четко знать перечень проблем. И если проблемы не связаны с большим объемом финансирования, они должны быть немедленно устранены. Директора несут за это полную ответственность, – подчеркнул Зиннат Аллаяров.
Уфа
Комментарии