Поспешное реформирование системы образования может губительно сказаться на будущем России. Мы считаем, необходимо задержать реформы образования до того, как сама концепция реформ не будет всесторонне обсуждена.
Советская российская система образования, расцвет которой приходится на первые послевоенные десятилетия, доказала в прошлом свою состоятельность. Об этом свидетельствует хотя бы создание ракетно-ядерного щита России и других элементов ВПК, для чего, помимо выдающихся ученых, потребовалось участие миллионов квалифицированных специалистов: научных сотрудников, инженеров, техников и рабочих, подготовленных средней и высшей школой. Именно российскую систему образования ставили в пример в Америке и во всем мире после запуска первого спутника. Поэтому необходимо не ломать полностью, а сохранить все лучшее, что было в советской школе.
Средняя школа должна закладывать фундамент основных современных естественно-научных и гуманитарных знаний, позволяющих выпускникам овладевать в дальнейшем конкретными профессиональными знаниями и уметь самостоятельно совершенствовать свои знания.
Введение в РФ “Экспериментального Базисного учебного плана” (БУП) по своей сути представляет проведение кардинальной школьной реформы, в ряде важных пунктов не отвечающей этим важнейшим требованиям.
Можно выделить ряд основных компонентов этой реформы, требующих особого внимания и осторожности.
Введение многопрофильного обучения в старших классах, без сомнения, представляется своевременным и полезным. Это соответствует общемировой тенденции подготовки узких специалистов в условиях лавинообразного увеличения информации и объема знаний во всех областях человеческой деятельности, но сокращение школьных программ должно происходить не за счет предметов, дающих фундаментальные знания.
Вызывает большое беспокойство неоправданное сокращение объема преподавания точных наук, особенно физики и математики.
Совершенно неправильно объединять физику, химию и биологию в один предмет – естествознание. Это приведет к снижению уровня преподавания.
Опасно отдавать в регионы право выбора варианта БУП. В этом случае школьники целого региона могут быть лишены тех или других направлений специализации.
Увеличение срока обучения до 12 лет является наиболее спорным элементом планируемой реформы.
Самая активная и работоспособная часть общества дополнительно и целенаправленно исключается из производственной и общественной деятельности. Снижаются возможности поступления в вузы для юношей призывного возраста. Сокращается период наибольшей творческой отдачи в связи с более поздним началом самостоятельной деятельности у молодых ученых и специалистов, деятелей искусства и культуры.
Большой урон может нанести предлагаемая реформа подготовке специалистов высшей квалификации в области точных наук. Тестирование по американскому образцу (вызывающее, кстати, критику в самих США) в лучшем случае проверяет эрудированность и память абитуриентов, а не их творческие способности и самостоятельность мышления. А именно такие качества необходимы для специалистов высшей квалификации. Ничего хорошего не даст и конкурс аттестатов (предлагаемый авторами реформ якобы для выравнивания возможностей выпускников сельских и столичных школ). Для отбора талантливых абитуриентов в области точных наук это так же бесполезно, как и при отборе талантов в творческие вузы. Здесь нужны другие хорошо известные способы. Они заключаются в тесном взаимодействии научных учреждений с вузами и средней школой. Такова практика МГУ, МФТИ, Новосибирского университета и др. Одной из форм такой работы было бы создание при научных учреждениях учебных центров (как это сделано в Санкт-Петербурге и Дубне).
Главное сейчас – остановить непродуманное реформирование, которое может нанести непоправимый вред российскому образованию, как оно уже принесло вред российской экономике.
Александр СКРИНСКИЙ,
академик-секретарь отделения
ядерной физики РАН, академик
Комментарии