Учителя биологии из Междуреченска Кемеровской области Петр и Людмила Липатовы создали целый сборник лабораторных работ по курсу анатомии и физиологии человека, которые могут быть использованы не только на уроках, но и на занятиях элективных курсов в рамках предпрофильной или профильной подготовки, при выполнении учащимися исследовательских работ. Две работы мы предлагаем вниманию наших читателей.
Лабораторная работа №10
Подсчет пульса
Оборудование: Часы с секундной стрелкой или секундомер для каждого ученика.
Пульс – это колебательные движения стенок артерий, вызванные выбросом порции крови из сердца. Количество ударов пульса соответствует числу сердечных сокращений. Следовательно, по числу ударов пульса можно определить интенсивность работы сердца.
Обычно пульс прощупывают в тех местах на теле, где артерии подходят близко к коже:
– в височной впадине вблизи наружного угла глаза (височная артерия);
– в углублении внутри лучевой кости, против большого пальца (лучевая артерия);
– на шее под углом нижней челюсти (сонная артерия).
1. Нащупайте у себя пульс на лучевой артерии, положив концы трех пальцев руки (указательный, средний и безымянный) на нижнюю поверхность запястья как раз около основания большого пальца.
2. Найдите пульс на лучевой артерии у соседа.
3. Подсчитайте количество ударов пульса у соседа за 30 секунд.
4. Для того чтобы определить число ударов пульса в минуту, умножьте полученный результат на 2.
5. Сравните количество ударов пульса у себя и у соседа.
6. Запишите данные в тетрадь.
Дома проделайте следующее:
1. Подсчитайте количество ударов пульса стоя, сидя (ЧСС1), лежа. Запишите данные в тетрадь.
2. Сделайте в течение 1,5 минуты 20 наклонов вниз с опусканием рук.
3. Найдите пульс и подсчитайте количество ударов за 15 секунд, а затем сделайте пересчет на 1 минуту (ЧСС2).
4. Посчитайте пульс через 1 минуту после выполнения наклонов (ЧСС3).
5. Данные запишите в тетрадь.
6. Рассчитайте показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:
ПР = (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3 – 33) / 10.
7. Оцените полученные результаты (таблица 1):
8. Сделайте вывод. (См. таблицу 2)
Лабораторная работа №19
Диагностика по глазам, языку и ногтевым пластинкам
(Данные методики ориентировочные и должны использоваться в комплексе с другими методами диагностики.)
Оборудование: Маленькое зеркало для каждого ученика.
1. Диагностика по глазам. Рассмотрите внимательно свои глаза. Обратите внимание на конъюнктиву. Бледная конъюнктива указывает на анемию, желтая – слабость печени. Если отмечается воспаление слизистых оболочек, окружающих глаз, которое сопровождается сильным зудом, образованием гнойных выделений и небольшим отеком и покраснением век, то это свидетельствует о местной инфекции слизистой – конъюнктивите. Проступание ярко окрашенных сосудов на склере (белковая оболочка глазных яблок), блеск склер, усиление слезотечения – признак воспалительного заболевания носоглотки.
Необходимо наблюдать за цветом, размером, формой радужной оболочки глаза и зрачка. В норме зрачки имеет одинаковый размер и форму.
Маленькая радужная оболочка – слабость сустава.
Белый круг вокруг оболочки – избыточное потребление соли или сахара. Если белое кольцо очень выдается и очень белое – это указывает на перерождение суставов: вероятны боли в суставах и артриты, они могут трескаться и ломаться.
Темные точки на радужной оболочке указывают на отклонения от нормы в том или ином органе, в зависимости от их расположения (иридодиагностика).
2. Диагностика по языку. Посмотрите на ваш язык в зеркало. Рассмотрите его размер, очертания, контуры, поверхность, края, цвет.
Бледный язык – признак анемии.
Желтоватый – избыток желчи в желчном пузыре или нарушения в печени.
Синюшный оттенок – дефект сердца.
Налет, покрывающий язык, указывает на токсины в желудочно-кишечном тракте: в задней части языка – токсины есть в толстой кишке, в средней части – в желудке и тонкой кишке.
Отпечаток зубов по краям языка указывает на недостаточную усвояемость кишечника.
Трещины на языке – хроническое нарушение в толстой кишке.
Линия посередине языка – нарушение напряжения в позвоночном столбе.
Искривленная средняя линия (ближе к корню языка) – боли в нижней части спины. Искривленная средняя линия (посередине) – боли в средней части спины. Искривленная средняя линия (ближе к кончику языка) – боли в шейных позвонках.
Сглаженность всей поверхности языка свидетельствует о пониженной секреции желудочного сока.
Грубые воспаленные или невоспаленные сосочки на всей поверхности языка наблюдаются при повышенной секреции желудочного сока.
Географический язык у детей всегда является признаком пищевой аллергии, причем места расположения воспаленных и невоспаленных участков слизистой («континентов» и «морей») точно указывает на вовлеченность в аллергические заболевания того или иного органа желудочно-кишечного тракта.
Тонкий налет (белесоватый, легко снимающийся) и металлический вкус во рту сопутствуют острому гастроэнтериту (поражение желудка и тонкого кишечника).
Липкий, трудно снимающийся налет серого цвета с гнилостным запахом и едким вкусом – признак хронического гастроэнтерита, язвенной болезни.
Воспаление слизистой оболочки полости рта вокруг шеек передних и коренных зубов нижней челюсти – признак язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
3. Диагностика по ногтевым пластинкам. Посмотрите на цвет, размер, форму, поверхность и очертания ваших ногтей.
Белый цвет ногтей – анемия.
Желтизна ногтей – слабость печени.
Синюшность ногтей – слабость сердечно-сосудистой системы и легких.
Вертикальные рубцы на ногтях (линии) – несбалансированное питание, плохая всасываемость пищи в системе пищеварения.
Обкусанный ноготь – нервозность.
Выпуклый ноготь (похожий на часовое стекло) и пальцы в виде «барабанных палочек» – хроническая гипоксия, связанная с патологией кардиореспираторной системы.
Белые крапинки на ногтях – недостаток кальция или цинка.
Желтые пятнышки – нарушение жирового обмена.
Выпуклые жемчужинки на ногтях, – длительная грибковая инфекция.
Расщепление концов ногтей или их неровность – плохая работа яичников: болен тот яичник, с какой стороны наблюдаются изменения.
Петр ЛИПАТОВ, учитель биологии, директор средней школы №10; Людмила ЛИПАТОВА, учитель биологии женской гимназии, Междуреченск, Кемеровская область
Комментарии