Какими бы свойствами ни обладали то или иное средство обучения или вся информационно-предметная среда, на первом месте все равно стоят дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учеников, обусловленные определенными целями образования. Поэтому Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами в данном смысле лишь средство реализации всех этих целей и задач. И наша основная цель – формирование коммуникативной компетенции, обучение школьников говорению, аудированию, чтению и письму.
Планируя тот или иной урок, следует иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения. Нужно четко представлять, для решения какой задачи то или иное средство обучения может быть наиболее эффективным.
Как известно, интернет-ресурсы можно использовать для:
включения расположенных во Всемирной сети материалов в содержание урока;
самостоятельного поиска учениками информации в рамках выполнения какой-либо задачи урока;
самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
углубления изучаемого языка;
самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ;
дистанционного обучения.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети «Интернет», учитель решает на уроке следующие дидактические задачи:
формирование навыков и умений чтения при непосредственном использовании материалов разной степени сложности;
совершенствование умений аудирования на основе аутентичных звуковых текстов, найденных в сети;
совершенствование разговорных навыков на основе материалов сети;
совершенствование умений письменной речи;
пополнение словарного запаса и так далее.
Рассмотрим совершенствование умений говорения и чтения. Допустим, ученики получили задание спланировать свои зимние каникулы, выбрав для посещения города Германии, интересные места для осмотра и места проживания в этих городах, и рассказать об этом.
При его выполнении ребята применяли следующий алгоритм выполнения задания по говорению:
1. Используя сайт сети «Интернет» (www.city-map.de), найти местоположения городов Германии (в каких федеральных землях они находятся).
2. Выбрать из предложенного необходимую информацию об отелях, музеях и других примечательных объектах.
3. Составить из полученных данных таблицу.
4. На основе таблицы составить короткое сообщение на тему «Я планирую свои зимние каникулы».
Задание по чтению с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) включало:
с помощью сайта http://deutschesprache.ru в разделе «Топики на немецком языке» выбрать два текста о зимних каникулах;
прочитать один из них, выписать незнакомые слова;
кратко передать на русском языке основное содержание текста.
Итак, можно сделать вывод, что в данном случае Интернет использовался для самостоятельного поиска информации в рамках выполнения определенной задачи урока и для решения таким образом дидактических задач – формирования навыков и умений чтения, с помощью текстов различной степени сложности и совершенствования умений говорения (монологической речи) на основе материалов сети.
Однако важно помнить, что Интернет в обучении нельзя считать альтернативой традиционным учебникам. Это лишь новое техническое средство, позволяющее успешно справиться с поставленной задачей.
В заключение хочу привести высказывание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учеников, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».
Людмила ЕМЯШЕВА, учитель немецкого языка школы №14, Пятигорск, Ставропольский край
Комментарии