Взрослые, давно покинувшие стены школы и не связанные с ней по работе, столкнувшись с современным учебным процессом, чаще всего ужасаются изменившемуся объему знаний и набору навыков, который получает современный школьник. Приводит в трепет как сам факт необходимости раньше, чем лет 10‑20 назад, выбирать свой путь в профессию, так и огромный багаж не только профильных знаний, навыков, но и умений, о которых социально значимые взрослые (родители, учителя) даже не имеют представления.
Сейчас от молодого человека требуется навык креативно представить свои достижения. Многие специальности, далекие от телевидения и средств массовой информации, предполагают активную работу над профессиональным имиджем в социальных сетях, необходимость грамотного взаимодействия с информационными ресурсами в самых разных целях – от дистанционного обучения в условиях пандемии до организации бизнес-проектов и привлечения клиентов.
Первыми шагами в овладении этими soft skills (мягкими умениями, их противопоставляют жестким профессиональным умениям) становятся занятия по овладению навыками съемки и монтажа видеороликов. Свои результаты ученики нашей школы демонстрируют в социально-образовательных, творческих проектах, в сертификационных профессиональных соревнованиях, например «Медиатон» (проводит РГУ имени Косыгина), «МедиаБум» (проводит Movavi).
РГУ имени Косыгина для медиапедагогов проводит консультации перед каждым туром соревнований, на которых обеспечивает методическую поддержку организации работы детских команд и их подготовки к очередному туру. Очень помогают предложенные наставниками проекта чек-листы. Эти документы учат самоконтролю, самоорганизации. Ведь правильно организованный досъемочный процесс (выбор локации, тщательно прописанный сценарий, рациональное распределение обязанностей) значительно экономит время съемки и монтажа. Пригодится ли такой навык в дальнейшем? Конечно. Уметь планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты – важный мягкий навык современного человека.
Так, пятиклассники, чтобы снять ролик по заданию очередного тура, должны были договориться с экспертом, учителем биологии нашей школы Дмитрием Олеговичем Грушенковым, согласовать с ним круг вопросов для интервью, определить локацию съемки, выбрать время так, чтобы не было посторонних звуков, мешающих записи интервью. Оказалось, что все вопросы одновременно не так просто решить! Но команда справилась не только с этим, но и смонтировала клип в соответствии с техническим заданием: мы нарисовали и добавили инфографику в наш ролик, что сделало его интереснее, нагляднее и познавательнее (нарисовали вирусы очень опасных инфекций, самый узнаваемый антигерой нашей визуализации – коронавирус). Всего одного балла нам не хватило на этом туре, чтобы войти в группу лидеров! Но участники «Медиатона» внимательно изучили замечания экспертов и учтут их, выполняя задание в январе…
Медиапедагоги нашей школы имеют опыт работы в СМИ, но встречи с действующим медийным лицом – репортером, редактором, оператором – особенно ценны. Профессионалы делятся своими секретами и очно с преподавателями, и дистанционно с учениками. Подсказанные интересные ходы съемки, приемы «волшебного» и комфортного монтажа, идеи озвучки воплощаются в конкурсных работах. Напоминают наставники и о том, что надо соблюдать требования, ведь это производство со своими техническими заданиями и условиями. Так формируется очень полезный навык – привычка во время творческого процесса контролировать его, учитывать жесткие требования регламента, воплощать задуманное в рамках продуманной концепции.
На соревнованиях «Медиатон» ребята после каждого этапа получают сертификат, в котором указано количество баллов за работу. Анализ этого результата – важная работа по самосовершенствованию, планированию самообразования. В науке это называется рефлексией. И современный человек должен уметь видеть достоинства и недостатки своей работы, принять конструктивную критику, быть готовым учиться новому, а самое главное – понимать свои дефициты, чему еще нужно учиться, что нужно освоить лучше.
РГУ имени Косыгина кроме методической и информационной поддержки предоставляет и техническую базу для участников соревнований «Медиатон». Студенты вуза выступают в роли волонтеров: сопровождают (в университете нелегко сориентироваться даже взрослому), консультируют, как организовать работу на компьютере, помогают юным монтажерам овладеть секретами программ Movavi или Adobe.
Праздничная, радостная, творческая атмосфера «Медиатона» зовет наши команды каждый месяц, приятно, что нас ждут, нам рады, нас вдохновляют и поддерживают.
Анна ГОРОДЕЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1212 «Щукино»
Комментарии