Мир вокруг нас находится в состоянии перманентных изменений. На нашей памяти трансформировалось многое: появились новые технологии, практики, структуры. Изменения коснулись и сферы образования. Прочно укрепилась новая терминология. Привычными стали выражения «эффективность образования», «образовательные услуги», «SWOT-анализ», «KPI».
Московская школа 2010 года и 2017 года отличается примерно как второй и пятый технологические уклады. Изменилась экономика, в которой сегодня главенствующую роль отводится человеческому капиталу, а одной из наиболее востребованных профессий становится профессия «символического аналитика, человека, умеющего работать в ситуации неопределенности, умеющего поставить задачу, найти оптимальное решение, выстроить стратегию и тактику достижения цели. И к выбору учащимися такой профессии должна готовить современная школа. Живет ли сегодня московская школа в ритме города, который живет в ритме страны? Попробуем ответить на этот вопрос.Сформировать у ребят еще в школьном возрасте умения и навыки, необходимые им в будущей профессии, востребованной экономикой города, важно? Стратегически важно! Ошибка в выборе профессии будет дорого стоить. Можно получить диплом вуза и на следующий день пополнить ряды структурной безработицы. Школа, чувствующая ритм города, должна использовать беспрецедентные возможности уникальной образовательной среды, которую предоставляет столица в рамках городских проектов предпрофессионального образования.Участие школы в городском мегапроекте «Готов к учебе, жизни и труду» дает возможность школьникам попробовать себя в различных областях деятельности, получить углубленные профессиональные знания по будущей специальности, учит самостоятельности, принципиально новым технологиям работы со знанием. Город предложил открыть в московской школе предпрофессиональные классы: инженерные, медицинские, кадетские, академические. Преподавание в этих классах основано на интеграции общего, дополнительного и профессионального образования. Школе, участвующей в данном проекте, доступны ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования, научных организаций ФАНО, лучших специалистов высшей школы. Цель проекта – обеспечить условия для развития профильного образования, повысить мотивацию к выбору инженерных, медицинских, военных специальностей. «Задачки на вырост» дают школьникам возможность участия в Курчатовском проекте конвергентного образования, уникального по своей сути. Совместная работа школ – участниц проекта, городского методического центра, НИЦ «Курчатовский институт» вышла на новый этап: включение школьников в реальные научные исследования по тематике научных организаций. Есть и площадка обмена опытом работы в этом направлении – городская конференция «От знаний к практике, от практики к результату».Акценты задает город. Экономика Москвы – цифровая экономика. Ежесекундно обрабатываются большие объемы информации в «цифре». Современное столичное хозяйство – сложная система, слаженную работу которой невозможно представить себе без современных IT-решений. Московский рынок труда ждет специалистов в IT-cфере: операторов машинного обучения на больших данных (Big Data), системных аналитиков для цифровой экономики, специалистов по бизнес-информатике Интернета вещей. И здесь Москва предложила школам участие в городском проекте «Школа новых технологий», который помогает сформировать у обучающихся практические навыки и умения, необходимые в будущей профессии.Количество информации и скорость ее обновления диктуют современной школе новые задачи: научить учиться, самостоятельно добывать знания, действовать в ситуации неопределенности, быть гибким, мобильным, использовать образовательные ресурсы, которые предоставляет Москва.Московский международный форум «Город образования», прошедший в начале сентября, с его мастер-классами, панельными дискуссиями, переговорными площадками, WorldSkills Show, питч-сессиями в рамках конкурса «Юные инноваторы Москвы», хакатонами в области Интернета вещей, баттлами, робосетами, еще раз продемонстрировал: московские школы живут в ритме города, ритме страны, а значит, строят свои образовательные программы в контексте стратегии научно-технического развития России. Елена ЕРМИЛОВА, учитель экономики школы №1547
Комментарии