search
main
0

Задачи нового курса

Введение нового курса – истории государства и права – стало целым событием в жизни педагогов, учащихся и родителей. Цель его на первый взгляд ясна: знакомство детей с историей государства и права разных народов, их взаимовлиянием, взаимозависимостью, общими и особенными чертами, причинами возникновения. Однако когда мы невольно погружаемся во всемирный исторический процесс во всем его разнообразии, то осознаем, что должны получить ответы на очень многие вопросы. Насколько существенна связь развития государства и развития права? Где появились первые законы и какими они были? Как изменялось право на протяжении многих тысячелетий существования человеческого общества? От каких событий зависел этот сложнейший процесс?
Поиски ответов выводят на глубокие раздумья и еще более интересные вопросы, не разобравшись в которых практически невозможно сформулировать и достигнуть цели изучения учащимися истории государства и права. В первую очередь необходимо уяснить, что же такое право, каково его назначение. Всегда ли оно было? Удавалось ли регулировать отношения в обществе до появления права? Каким образом это происходило? И в каком обществе? Как следует понимать само общество? Представляло ли оно определенную целостность на Земле когда-либо? Или имело свои особенные черты в различных частях земного шара? Чем они (черты) были обусловлены и в чем заключались?
Вопросы эти очень актуальны. Без ответа на них невозможно продвигаться дальше. Мы невольно выходим на изучение цивилизаций со всеми их многообразными чертами, особенностями природных, географических условий, особенностями менталитета. Ясно, что для нас, россиян, наиболее нужным, интересным и полезным является изучение истории государства и права России. Но представить Россию вне мирового развивающегося цивилизационного процесса просто невозможно. Несмотря на то, что российская цивилизация является наиболее своеобразной, необходимо прежде всего хорошо разобраться в истории зарубежного государства и права. Таким образом, можно сформулировать цель изучения истории государства и права в школе: формирование общей и правовой культуры учащихся через представления о ценности, роли и значении в обществе высшего регулятора человеческих отношений – права как результата природного и культурного развития общества, носителя специфических черт определенной общности, совокупности, системы законов, защищающих наши права.
Задачами изучения истории государства и права являются:
1. Формирование умения видеть и понимать современное право через понимание всемирной истории общества, государства и права.
2. Формирование умения применять к изучению общества и права в совокупности два подхода: цивилизационный и формационный. Видеть их преимущества и недостатки.
3. Овладение понятийным аппаратом истории государства и права, умением его применять.
4. Изучение исторических памятников международной и отечественной правовой культуры.
При успешном решении этих задач можно надеяться на серьезные изменения в сознании учащихся, формировании их общей, гражданской и правовой культуры, развитии исторического мышления и, наконец, их самоопределения в жизни. В конечном итоге подобная стратегия призвана способствовать положительным изменениям в общественной жизни страны, становлению правового государства и гражданского общества новыми поколениями подрастающих граждан России.

Светлана БУТУСОВА,
учитель истории и обществознания

Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте