Не секрет, что сегодня формально различные уровни НПО и СПО реализуют порой абсолютно одинаковый набор образовательных программ, что размывает структуру профессионального образования. Кроме того, теряя связь с предприятиями и организациями, не имея возможности модернизировать и обновлять материальную базу, учреждения профобразования выпускают кадры не той квалификации, которая нужна работодателям. Поэтому Министерство образования и науки РФ формулирует следующие задачи на завтра:
Создать условия для продуктивного взаимодействия предприятий и образовательных учреждений по организации и управлению учебным процессом, построенным на современной технологической базе, провести научно-исследовательские работы по анализу практики предоставления преференций для работодателей и иных возможных механизмов привлечения инвестиций в системы НПО и СПО. Сформировать механизмы, стимулирующие работодателей инвестировать в образовательные учреждения, обеспечивающие интеграцию производства и образования, обеспечить распространение позитивного опыта участия работодателей в финансировании и управлении учреждениями профессионального образования.
Создать организационные и правовые условия для интеграции образовательных программ НПО и СПО и включения их в систему непрерывного профессионального образования, разработать интегрированный перечень и единые стандарты профессий и специальностей НПО и СПО, разработать модульную структуру программ подготовки по профессиям и специальностям, разработать, апробировать и распространить практику модульной подготовки в учреждениях профессионального образования.
Поскольку перед системой высшего профессионального образования сегодня встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией РФ в мировое образовательное пространство, необходимо осуществить переход на многоуровневую систему подготовки кадров. Для этого необходимо с участием академических, профессиональных сообществ, работодателей и иных заинтересованных групп:
Провести классификацию направлений подготовки высшего образования, разработать новую методологическую основу государственных стандартов для укрупненных типов подготовки бакалавров, обеспечить в рамках выделенных направлений подготовки разработку и утверждение государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров.
Подговить постановление Правительства РФ, определяющее перечень специальностей, по которым будут готовиться дипломированные специалисты, определить порядок его пересмотра, разработать положение о магистратуре, предусматривающее широкие академические свободы вузов по формированию междисциплинарных программ, разработать критерии лицензирования и аккредитации магистерских программ и открытия магистратур.
Комментарии