Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – Основа для разработки ключевых задач, стоящих перед педагогическим сообществом столицы, – задачи по реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа», внедрению новых образовательных стандартов, а также изменения в законодательстве и социально-экономические потребности города.
Особенность предстоящего учебного года – организация работы и собственно введение новых федеральных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Уже с сентября 2010 года 180 московских школ приступят к отработке технологии внедрения нового стандарта. Сегодня Департамент образования совместно с окружными управлениями образования в основном завершил необходимую подготовительную работу. Для создания адекватной образовательной среды была проанализирована материально-техническая база пилотных школ – с учетом потребности осуществляется закупка современного учебного оборудования и средств ИКТ. Организовано повышение квалификации 600 учителей начальной школы пилотных образовательных учреждений, руководителей учреждений и методистов. В новом учебном году перед московским образованием стоит задача подготовки учреждений к массовому переходу на ФГОС с 1 сентября 2011 года. Ее выполнение потребует творческих, нестандартных подходов со стороны руководителей всех уровней. Для того чтобы успешно осуществить повсеместное внедрение новых стандартов, каждое образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу начального общего образования, определить способы реализации внеурочного компонента и модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Необходимо организовать работу по мониторингу состояния здоровья обучающихся, выяснению влияния обучения по новым стандартам на здоровье ребят. Также важно иметь представление о том, как правильно организовать обучение в условиях активного применения ИКТ, как избежать перегрузок, как грамотно спланировать чередование учебной и внеурочной деятельности, которое должно определить образовательное учреждение самостоятельно. Эти и другие вопросы нам предстоит изучить вместе с коллегами из Роспотребнадзора, Департамента здравоохранения и выработать методические рекомендации для использования в следующем учебном году всеми образовательными учреждениями при переходе на новые стандарты. С введением новых стандартов общего образования, ориентированных на формирование компетентностей и компетенций, произойдет существенное изменение содержания общего образования. В формировании содержания образования необходимо еще раз пересмотреть формы, в которых оно может быть реализовано. Первое – все большее внимание должно уделяться постановке учебных ситуаций в рамках классического учебного процесса. Второе – необходимо повсеместно внедрять в учебный процесс исследовательскую, проектную, конструкторскую деятельность; там, где это осуществляется неформально, дает колоссальный скачок и прирост в развитии творческих способностей учащихся. Третье – в настоящее время игровая деятельность в обучении вытеснена в основном в дошкольный возраст, хотя отдельные элементы содержания общего образования – особенно позиционного типа – должны осваиваться в тренинговых и игровых формах, специально построенных для разных возрастных групп. Четвертое – содержание образования интегративного типа требует для своей реализации связи образовательных учреждений с научными, промышленными, социальными структурами. Между тем пока остаются незатронутыми многие важные аспекты практики образования, которые реально определяют успех введения новых стандартов, например, классно-урочная система остается доминирующей формой организации образовательного процесса. Очевидно, что в настоящее время она не может в полной мере обеспечить требуемого результата образования, поэтому пришло время ее обогатить за счет внедрения деятельностных, сетевых, проектных образовательных технологий, а также через переход к индивидуальным образовательным программам, создаваемым под конкретного ученика. Также совершенно очевидно, что без квалифицированного научно обоснованного сопровождения продиктованных временем изменений нам не обойтись! Это прежде всего задача для научного сообщества, системы педагогического и дополнительного профессионального образования, а также методических служб. Понимая важность развития у ребят интереса к проектной деятельности и научно-техническому творчеству, в новом учебном году Департамент образования проведет городской фестиваль под девизом «Я и мой город». В рамках фестиваля ребятам будет предложено выполнить как проекты, актуальные для отраслей городского хозяйства сегодня, так и проекты, позволяющие заглянуть в будущее. В разделе заданий «Актуальные проекты для отраслей городского хозяйства» особое внимание необходимо уделить проектной и исследовательской деятельности в области бережного отношения к природным ресурсам, вопросам экономного расходования электроэнергии, тепла и воды. При этом следует сориентировать ребят на создание проектов, направленных на ресурсосбережение, как в домашних условиях, так и в образовательном учреждении. Тем более что подобная практика уже нашла свое отражение в проектах, представленных на НТТМ-2010. Наряду с повышением мотивации к научно-исследовательской и проектной деятельности одна из задач, которую предстоит решить в новом году, – развитие деятельности детско-взрослых сообществ. В этой связи окружные управления образования должны организовать широкое информирование родительской и ученической общественности о проведении окружных этапов фестиваля. Для того чтобы педагоги и школьники могли на практике ознакомиться с лучшими образцами современной организации труда, высокотехнологичным производством и результатами внедрения научных инноваций, в новом учебном году начнем реализацию научно-просветительской программы «Город как школа». Эта программа разработана по инициативе московских учителей. На сегодняшний день свою готовность участвовать в ее реализации подтвердили 86 организаций и предприятий города. В рамках программы ребята и учителя посетят московские предприятия и организации городского хозяйства, состоятся встречи с ведущими учеными Москвы, на которых ребята и педагоги смогут получить ответы на интересующие их вопросы. Департаментом образования разработан тематический сетевой экскурсионный план, в соответствии с которым окружные управления образования совместно с предприятиями и организациями разработают график проведения экскурсий и встреч для каждой школы округа. По итогам экскурсий руководителям учреждений необходимо провести тематические обсуждения с участием ученической, педагогической и родительской общественности и привлечением научных и общественных организаций. Весной этого года принят 83-й федеральный закон, введение которого повлечет серьезные изменения в правовом положении существующих бюджетных учреждений, повысит их реальную самостоятельность. При этом, безусловно, возрастет и ответственность руководителей учреждений. На всех уровнях управления предстоит провести большую организационную работу. Прежде всего до 1 октября текущего года каждое образовательное учреждение должно завершить обсуждение с педагогической, родительской общественностью и школьными советами новых организационно-правовых форм и, опираясь на итоги обсуждения, совместно с учредителем определить тип своего учреждения. Основой деятельности учреждения нового типа будет выполнение государственного заказа по оказанию государственных услуг, установленных учредителем. В ближайшее время Департамент образования завершит работу по формированию перечня и паспортов государственных услуг, а окружным управлениям образования предстоит совместно с руководителями сформировать государственные задания для каждого учреждения. В этой связи хочу обратить особое внимание на случаи, когда в прошлом учебном году отдельные директора школ объявляли на родительских собраниях о введении платных услуг в связи с предстоящим изменением типа государственного учреждения. Такая ситуация недопустима. По всем случаям введения платных услуг в образовательную деятельность Департамент образования будет принимать адекватные меры. Сегодня главная задача руководителя любого уровня – не только полностью сохранить объемы и спектр бесплатных услуг основного и дополнительного образования, но и обеспечить возможность дальнейшего инновационного развития образования, векторы которого определены программой «Столичное образование-5». В новом учебном году Департамент образования совместно с окружными управлениями продолжит работу по подготовке к переходу на новую систему оплаты труда работников образования, которая предоставит руководителям образовательных учреждений возможность дифференцировать заработную плату учителей, преподавателей и воспитателей в зависимости от качества их работы. Сегодня и государство, и общество предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога. Поэтому прежде всего перед вузами города стоит задача подготовки учителей новой формации, обладающих ключевыми компетенциями, владеющих обновленным содержанием общекультурной подготовки в области обработки информации, умеющих решать задачи социализации и духовно-нравственного воспитания. Педагогические вузы системы Департамента образования завершают переход на новые образовательные стандарты и уровневую систему обучения. Для московской, как и для российской, системы образования уровневая подготовка будущего педагога вопрос новый. В этой связи в числе проблем, которые сегодня стоят перед городскими вузами, не менее важна и задача формирования позитивного общественного мнения, в том числе у родителей школьников и самих будущих студентов. Они не должны видеть в бакалавре недоучившегося специалиста, а должны понимать, что бакалавры и магистры – это профессионалы, владеющие иными, востребованными сегодня компетентностями, которые положены в основу новых образовательных стандартов педагогического образования. Новым содержанием наполнится деятельность системы дополнительного профессионального образования. Ей предстоит поистине масштабная работа по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров.Сегодня в основу дополнительного профессионального образования заложены адресный подход, непрерывность и индивидуальное удовлетворение потребностей педагогов. Создавая необходимые для этого условия, Департамент образования привлек к организации дополнительного профессионального образования более 20 ведущих федеральных вузов и научных центров столицы. Следующим шагом должны стать разработка и апробация новых моделей повышения квалификации работников образования, которые будут предусматривать:- модульные программы повышения квалификации, включающие проектную деятельность и стажировки на базе школ-лидеров;- переход на организацию функционирования сетевого повышения квалификации с расширением количества учреждений и опорой на успешную практику лидеров;- доведение средств на повышение квалификации педагогических работников до образовательных учреждений на основе принципа нормативного подушевого финансирования.С октября мы планируем приступить к эксперименту по введению сертификата на повышение квалификации, который предоставит учителю право получить дополнительное профессиональное образование в различных учебных и научных организациях города, при этом бюджетные средства будут «следовать» за учителем. Сегодня должна быть скорректирована работа окружных методических служб. Им необходимо оперативно реагировать на происходящие изменения и оказывать своевременную помощь образовательным учреждениям.На рост профессионального мастерства и повышение качества образования направлен и новый порядок аттестации педагогических работников, который вступает в силу с 2011 года. Его принципиальное отличие в том, что каждый педагогический работник должен будет в обязательном порядке раз в 5 лет подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Проводиться аттестация будет в форме письменного квалификационного испытания и, по сути, станет экзаменом на соответствие профессионального уровня работника современным требованиям. Департамент образования разработает инструкции по организационному и содержательному сопровождению этой новой для всех процедуры. Задача же окружных методических служб и руководителей образовательных учреждений – подготовить работников к новой системе аттестации.
Комментарии