search
main
0

Задачи и задачники Разве можно заснуть, когда ищешь решение?

Роль активного отношения к получению знаний часто не учитывается или прочно забыта. А ведь еще Галилео Галилей говорил: “Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”.
Некоторые педагоги говорят: “Слушай, я сейчас тебя научу!” И верят в то, что говорят. По сути, это ошибка. НИКТО НИКОГО НИКОГДА НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛ! Люди учатся сами. А педагоги им только помогают. Насильно, против воли человека научить невозможно. Нельзя, например, заставить человека выучить японский язык. Но можно его заинтересовать – в этом, кстати, главное искусство опытных педагогов. Если есть сильное, неодолимое желание выучить японский язык, человек сам дойдет пешком до океана, переплывет в Японию, поселится там и наконец выучит язык. Аналогичные ситуации в истории описаны (например, венгерский полиглот Вамбери), а вот случаи успешного обучения под пытками на память не приходят.
Обучение – процесс активный и самостоятельный. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные. Самый надежный из них – интерес к предмету. Пробуждение его и должно быть главной задачей учителя. На это одно только и можно рассчитывать. Из этой “искры” и надо пытаться раздуть если и не “пожар” на всю жизнь, то хотя бы “огонек” до конца урока. Вероятно, стоит посвящать каждый урок не тому, что уже всем известно и о чем дети могут прочитать в учебнике самостоятельно, а о том, что вызывает споры, сомнения, недоумение, интерес.
Педагоги затронутую тему тоже не любят, потому что находятся под гипнозом громкого названия своей профессии. Они говорят: “Я – учитель”. Понятно, если сказать: “Я – помощник”, это звучит не так весомо, не так социально значимо. Опять не учитывается, хороший помощник – это очень много. Достаточно посмотреть вокруг. Врачи и больные высоко ценят хороших медицинских сестер, научные работники – хороших лаборантов, а какой начальник не мечтает о хорошем секретаре?
Учитель – помощник, но не только. Он еще и тренер. Конечно, ему, может быть, и не под силу сделать то, на что способны его воспитанники, – ни прыгнуть выше, ни поднять больше. Но ведь нужно не это, а его опыт, его заинтересованный взгляд с “большей высоты”, “со стороны”, поскольку оттуда всегда лучше видно. Учитель, например, может медленнее считать в уме, уже быть незнакомым с некоторыми фактами, уступать в сообразительности своим ученикам. Но он должен обладать пониманием, полученным в процессе жизни, опытом. Это позволяет ему знать “как надо”. А по сути, надо ставить только две тактические задачи. Первая – возбудить интерес к предмету. И вторая – постоянно тренировать способность учащихся размышлять. Эти два главных условия нужны, чтобы сформировать у детей активную позицию, поскольку только она дает возможность получать знания.
Для выполнения этого удобнее всего использовать поурочные тесты, составленные к каждой теме или параграфу в учебнике. Во-первых, они делают урок интереснее. Стоит вспомнить распространившиеся телевизионные игры типа “О счастливчик!” или “Кто хочет стать миллионером?”. И зрителей, и участников всегда неизменно много. Варианты ответов даны, надо только подумать и выбрать нужный, и все – ты уже выиграл! Эта кажущаяся легкость привлекательна почти для всех. Быстрый выигрыш соблазнителен, на “блюдечке протянута приманка” – готовые ответы.
Во-вторых, польза тестов в том, что мозг сразу настраивается на активный режим работы – поиск нужного варианта ответа среди уже данных. Человек ищет нужное решение, и потом ему, как правило, интересно (вот она – активная позиция!) узнать результат. Очень многие ребята сразу после теста спрашивают: “А какой ответ был правильным?” И, естественно, запоминают его надолго. Конечно, это самая примитивная форма обучения, но ее эффективность при массовом использовании позволяет говорить о поурочных тестах как об универсальном инструменте, особенно при слабой мотивации к обучению.
Активный настрой в работе – залог и высокой работоспособности мозга. Достаточно вспомнить, как быстро утомляется человек, читающий научную литературу по специальности “просто так”, для ознакомления, из любопытства. Мозг выключается, так как информация загружается в него без его активной позиции. Многие даже могут заснуть. Но никогда не заснуть читающему, если он ищет ответ на поставленный вопрос. Мозг ищет, он активен. Кто засыпал, например, собирая грибы в лесу?
Поурочные тесты позволяют распространить активный способ усвоения знаний с таких предметов, как математика, физика, химия, где есть много задач, на такие предметы, как биология, география, история, литература и, вероятно, многие другие. Они могут использоваться практически по любому предмету.
Кроме поурочных тестов, очень полезны продуманные вопросы для самостоятельной работы в классе с помощью учебника. Поиск в тексте ответа на поставленный вопрос, запись ответа позволяют лучше осваивать материал и тоже тренируют мозг в активном режиме. Такие задания должны требовать определенного времени для выполнения (5-20 минут) и для облегчения работы учителя поддаваться быстрой проверке.
В идеале, чтобы процесс обучения был более эффективным, нужны задачники по всем предметам, даже по тем, по каким их отродясь не было. Роль задачников могут успешно выполнять поурочные тесты в сочетании с продуманными самостоятельными работами. И те, и другие должны быть жестко “привязаны” к соответствующим учебникам и, таким образом, дополнять их. По биологии такая работа автором уже наполовину выполнена. Составлены поурочные тесты к целому ряду распространенных учебников. Очередь за самостоятельными работами, и автор приглашает к сотрудничеству как коллег, так и авторов учебников, разделяющих изложенные взгляды. Труд этот должен быть коллективным, чтобы избежать вполне естественного субъективного отношения к теме, да и обычных ошибок тоже.

Сергей ДИКАРЕВ,
учитель биологии школы N 262б Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте