В настоящее время о системе высшего образования не пишет только ленивый. На мой скромный взгляд, формируется оно не в кабинетах и кулуарах. Оно формируется в аудитории. Формула «экзамен – беседа двух умных людей» из известного анекдота верна для всей системы от приемной комиссии до вручения диплома.
Парадокс: несмотря на ужасающий рост бумажной составляющей деятельности научно-педагогических работников, чуть ли не ежегодный перевыпуск образовательных стандартов (в педагогической среде уже шутят, что хоть в этом мы сравнялись с компанией Apple: что ни год – новая модель), практически доминирование административной составляющей современного университета, в аудитории, по сути, идет все та же беседа, что и пять, и десять лет назад. При всей своей образованности, технологичности, прогрессивности российское вузовское сообщество удивительно консервативно. Основным инструментом преподавателя до сих пор остается голос, а основным инструментом студента – ручка. Удивительно, Россия в Болонском процессе уже почти тринадцать лет, однако многие педагоги до сих пор сначала проставляют оценки в зачетке по пятибалльной шкале, а потом ломают голову, как перевести их в стобалльную, заполняя ведомости. Более того, в текущих рейтингах успеваемости по итогам семестра нередко встречаются трехзначные величины, причем иногда – больше ста баллов, что в логике классического Болонского процесса объективно невозможно. Факт остается фактом – запас прочности так называемой советской, классической, системы образования до конца не исчерпан. Надеюсь, что благодаря этому нам удастся сохранить позитивные, сильные стороны системы старой школы – отличную теоретическую подготовку и умение адаптировать свои знания к точке их приложения.Перспективы у системы образования России, на мой взгляд, как ни странно, позитивные. Критикуемая всеми программа 5-100, стартовавшая в 2012 году, возможно, самый важный проект в системе высшего образования современной России. Взгляните на наших коллег из КНР, 7 вузов которой буквально ворвались в Топ-150 рейтинга QS (из них 4 – в первой сотне). Правда, китайским университетам для этого потребовалось более 16 лет (схожая с 5-100 программа стартовала в Китае в 1999 году).Скандалы последних лет, связанные с ВАК и плагиатом в диссертационных исследованиях видных ученых и чиновников, также видятся мне позитивным трендом в среде высшего образования (аспирантура теперь третья ступень вуза, разве нет?). В условиях подобного прессинга со стороны общества амбициозные аспиранты и соискатели волей-неволей задумываются над содержанием своих работ, стараются привносить что-то новое в копилку научных знаний, искать свою нишу в различных научных школах.Использование гибридного обучения с применением сетевых технологий, внедрение в основную образовательную программу электронных курсов национальных и международных образовательных площадок, дистанционные программы второго высшего образования – все это уже завтра. Открытое образовательное пространство из разряда отдаленной перспективы перешло в разряд объективного сейчас. Молодые педагоги уже протаптывают свои тропинки вдоль графитовых досок, проекционных экранов, флипчартов. Собственно, вам тоже интересно, кто они – преподаватели российской высшей школы, иначе бы вы не пригласили нас на этот конкурс. Ну что же, готово ли новое поколение преподавателей ответить на вызовы нового времени, судить вам. В качестве послесловия. Тема моей дипломной работы, написанной в 2005 году, – «Японский опыт к управлению персоналом организации». Послевоенная Япония взяла лучшее из опыта стран-победительниц, чтобы через 70 лет лидировать в области технологий и экономики. Интересный факт – система принятия управленческих решений «ринги» практически скопирована японцами с системы прохождения аспирантской диссертации от кафедральных слушаний до защиты в ВАК. Если уж наши соседи использовали российскую образовательную методологию для создания мощной, высокообразованной, экономически сильной страны, то нам сам бог велел. Чем черт не шутит?! Алексей КОСОПЛЕЧЕВ, старший преподаватель, заведующий лабораторией кафедры социального менеджмента и туризма факультета социального управления и социологии Российского государственного социального университета, участник конкурса «Молодой преподаватель вуза-2016»
Комментарии