Министр образования Москвы Исаак Калина принял участие в рабочем совещании директоров Южного округа, которое состоялось в колледже №37 «Царицыно». Исаак Иосифович подвел некоторые итоги окончания учебного года и сдачи экзаменов в формате ЕГЭ и ГЭ. С основным докладом выступил начальник Южного окружного управления образования Юрий Тарасенко.
Федеральный государственный образовательный стандарт конкретизировал требования общества и государства к результатам и условиям образовательной деятельности, к структуре учебных программ. Фактически потребителями и заказчиками образовательных услуг перед педагогическим сообществом поставлена задача по достижению нового качества образования.Рациональное решение по улучшению условий образовательной деятельности и в целом качества образования в наших условиях – создание многопрофильных школ и использование их многообразных педагогических возможностей. Формирование таких школ-комплексов активно идет в нашем округе. Задача управления образования и директоров – успешно завершить формирование образовательных комплексов до конца текущего года. Безусловно, образовательный комплекс позволяет нам сосредоточить и использовать с большим КПД все имеющиеся материальные и кадровые ресурсы данной территории. Соответственно в образовательном комплексе реальнее создать оптимальные условия для успешной реализации разнообразных учебно-воспитательных программ, тем самым значительно расширить сферу и качество образовательных услуг и, главное, реализовать их на уровне доступности для каждого учащегося. Уверен, со временем образовательный комплекс для учащегося будет восприниматься как «свое единое образовательное поле», что в психологическом плане для ребенка очень важно. Бесспорно, при грамотной организации управления, при оптимальном использовании имеющихся ресурсов образовательный комплекс просто обязан выйти на более высокую ступень качества образования. Мы должны выстроить такое управление в образовательном комплексе, которое, безусловно, обеспечит прирост качества образования. По-другому быть не должно, тем более что образцы эффективного управления для обмена опытом у нас в округе есть.Образовательная сеть округа за шесть месяцев 2014 года существенно изменилась. С учетом заявок на реорганизацию, поданных в Департамент образования, в Южном округе всего сто двадцать три образовательные организации.Из них:- дошкольных учреждений – 16;- средних общеобразовательных школ – 95;- учреждений дополнительного образования и прочих – 12.Сегодня на территории округа работают 78 многопрофильных школ.Понятно, что до 1 сентября предстоит огромная работа по подготовке к новому учебному году. Это:- проведение капитальных и текущих ремонтов;- формирование коллективов – перераспределение кадров, координация и выстраивание взаимодействия всех структур школы;- обновление и разработка новой нормативно-правовой базы, учебных программ и еще масса не менее важных дел.При этом необходимо особо сосредоточить внимание на решении задачи по обеспечению безопасного пребывания детей и персонала в образовательной организации. При проведении этой работы есть положительный опыт привлечения для оказания практической помощи служб Пожнадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД.Главным условием эффективной деятельности многопрофильной школы должна стать эффективно работающая управленческая команда – пожалуй, это один из главных стратегических ресурсов ее развития. При этом убежден, грамотное управление невозможно без эффективно действующей системы внутреннего мониторинга качества образования как в целом по учреждению, так и в разрезе по предметам и отдельным педагогам в частности. Внутренний мониторинг позволит управленческой команде своевременно выявить учебные проблемы, установить несоответствие результатов обучения – уровню требований к этим результатам, выявить причинно-следственные связи этого несоответствия, прогнозировать тенденции изменения качества образования и своевременно организовать соответствующую работу. В частности, необходимо по результатам мониторинга выделить учащихся с минимальными и максимальными учебными достижениями в особую категорию, назовем их «учащиеся особого педагогического внимания», организовать педагогическое сопровождение каждого из них. Это поможет отстающим учащимся устранить разрывы в знаниях и подняться как минимум до положительной оценки, а высокомотивированным детям достичь максимального результата. (Я имею в виду потенциальных 100-балльников.) Фактически я говорю об организации системы работы по выявлению пробелов в знаниях учащихся и организации работы по их устранению.По результатам мониторинга качества образования нужно выявить учителей, которым необходима адресная методическая помощь, сформировать группы учителей «особого методического внимания» для организации работы по повышению уровня их профессиональной компетенции. (Кстати, особое методическое внимание бывает необходимо и части опытных учителей с большим педагогическим стажем.)В организации и анализе мониторинговых исследований первостепенна роль (школьных) методических служб. Необходимо, чтобы планирование и сама работа по методическому сопровождению основывалась в обязательном порядке на результатах мониторинговых и других исследований.При посещении школ одним из вопросов собеседования с завучами будет организация внутренних мониторинговых исследований и своевременность управленческих решений по выявленным тенденциям. Окружная методическая служба готова к более тесному сотрудничеству со школами в организации методической работы и уже приступила к сравнительному анализу качества образования в школах Южного округа, в первую очередь ориентируясь на показатели Московского рейтинга качества образования, динамику результатов ЕГЭ за последние 3 года, результаты олимпиад, независимых диагностик, акты проверок Управления надзора и контроля. Цель – определить приоритетные направления деятельности управления образования, выявить и оказать помощь в решении проблем школ нашего округа (выявить школы, требующие особого внимания). По этим же показателям мы определим уровень качества образования в целом по Южному округу в сравнении с другими округами Москвы. Надеюсь, что наше управление образования не окажется в группе особого внимания Департамента образования.Сегодня важны результаты участия наших ребят в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.В олимпиаде приняли участие, стали победителями и призерами 18 учащихся из 14 образовательных организаций, расположенных в 10 районах из 16. Особенно хотелось отметить районы:- Нагатинский Затон – 4 победителя и призера (лицей №1523 – призер, директор Андрей Пастухов, гимназия №1527 – победитель и призер, директор Елена Кадыкова, частная школа «Самсон» – призер, директор Анна Вирабова);- Зябликово – 3 победителя (гимназия №1552 – два победителя, директор Оксана Авилова, частная школа «Классика» – победитель, директор Анна Шевченко);- Даниловский – 2 призера (лицей №1553, директор Ольга Калачихина);- Москворечье-Сабурово – 2 победителя и призера (гимназия №1579 – победитель и призер, директор Марина Кудинова);- Чертаново Южное – 2 призера (школа №932, директор Елена Милюкова, гимназия №1526, директор Тамара Болдина).При этом обращаю внимание директоров школ шести районов, что эффективность работы по подготовке учащихся к олимпиадам необходимо усилить. Уверен, что в этих районах округа дети не менее способны и учителя не менее талантливы.Понятно, что достижение хороших результатов на заключительном этапе олимпиады, тем более международного уровня, требует организации целенаправленной подготовки ребят начиная с младших классов. Несомненно, система подготовки участников олимпиад должна совершенствоваться и вывести на новые качественные результаты.На территории Южного округа ведут работу 10 учреждений дополнительного образования. Всего в системе дополнительного образования округа занимаются 73936 человек, что составляет 56% всех учащихся округа. (Всего 132481 человек.)Охват детей дополнительным образованием не предельный, поэтому нам необходимо проанализировать:- состояние материально-технической базы;- развитие технической и естественно-научной направленностей;- рациональность использования площадей на предмет возможности увеличения охвата учащихся дополнительным образованием.Считаю необходимым усилить работу в округе по предоставлению юным москвичам возможностей получения дополнительного образования.В образовательных учреждениях ЮВАО уже начаты капитальные и текущие ремонты (см. таблицу).Особенность проведения ремонтов в нынешнем году то, что функция технического надзора за проведением ремонтно-строительных работ передана из окружных дирекций в дирекцию Департамента образования.В связи с тем что все ремонты необходимо закончить до 15 августа, окружная дирекция должна участвовать в техническом надзоре за ходом выполнения ремонтных работ. За каждым объектом по капитальному ремонту закреплен инженер технадзора окружной дирекции. Ход проведения ремонтных работ будет еженедельно анализироваться на окружном видеоселекторе. Еще раз обращаю внимание директоров школ на возможность проведения текущего ремонта на средства целевой субсидии хозяйственным способом, за счет сотрудников, работающих на постоянной основе.Уверен, в ближайшей перспективе в образовательной траектории школьника проблемы его профессионального развития будут приобретать все большее значение (этого требует Закон «Об образовании в РФ»). Основной инструмент – систематическая профориентационная работа, которая идет в Южном округе в тесном взаимодействии с учебными заведениями профессионального образования.В этом учебном году в Южном округе успешно реализованы проекты Департамента образования «Университетские субботы» и «Профессиональные среды». Некоторые образовательные организации от социального партнерства перешли к решению о необходимости создания единой образовательной среды, объединяющей все уровни образования. На территории Южного округа работают два предуниверсария, педагогический колледж №15 имеет дошкольные отделения; колледж №26 осуществляет подготовку по образовательным программам среднего общего образования.В свете планирования включения среднего профессионального образования в сеть учреждений нашего округа вопрос о создании многоуровневой среды становится актуальным. В Южном округе по инициативе префекта Алексея Челышева уже создан Координационный совет ректоров и директоров колледжей. Предлагаю для выработки механизмов реализации этой задачи создать объединенный совет ректоров и директоров колледжей с советом директоров школ Южного округа.Я уверен, что педагогическое сообщество Южного округа готово и способно вывести качество образования юных москвичей на новый уровень.
Комментарии