search
main
0

Задача школы – научить ребенка делать ответственный выбор

​Что такое выбор? Это то, что сегодня для каждого из нас стало объективной реальностью.

С момента, когда мы начинаем принимать первые самостоятельные решения, мы учимся делать выбор. Мы выбираем дорогу, по которой пойдем к школе, выбираем образование и профессию. Став взрослыми, выбираем детский сад и школу для нашего ребенка. Мы все время что-то выбираем. Одна из важнейших задач, которая сегодня стоит в том числе и перед школой, – научить человека делать этот выбор осознанно и ответственно. Я учитель истории и могу с уверенностью констатировать, что на протяжении всех исторических эпох у человека и человечества всегда были различные альтернативы развития. Тема моего мастер-класса – выбор европейских стран в ситуации глобального системного кризиса, в котором Европа оказалась в XVII веке. Мы рассматриваем путь, по которому прошли страны этого региона. Анализируя драматическую ситуацию, в которой они тогда оказались, мы понимаем, что у каждого государства фактически был свой цивилизационный выбор. И зависел он от того уклада, от тех объективных и субъективных условий, в которых находилось то или иное государство. На втором съезде учителей Москвы вместе с коллегами – учителями химии и литературы – в рамках мастер-класса мы работали в предметных полях химии и литературы, показали определенную технологию, приемы, которые будут полезны любому учителю, вне зависимости от того, какой предмет он преподает. В основе этого подхода одна из важнейших отличительных особенностей нового образовательного стандарта – метапредметность. Нельзя сказать, что мы на уроке истории учим только истории, или учитель, который обучает ребенка химии, учит его только химии. Для меня, например, таблица Д.И.Менделеева – прекрасный пример гениальной систематизации знаний.В рамках всего мастер-класса мы постарались раскрыть наше фундаментальное понятие с различных сторон. Так или иначе наша цель – через историю, химию или литературу подвести ребят к пониманию того, что необходимо, чтобы действительно состояться в этой жизни, что у каждого из нас есть возможность сделать свой выбор. Ответы на вопросы о том, как этот выбор будет делаться, каким он предстанет в конечном итоге, будут всегда связаны с личной ответственностью человека перед обществом и своей совестью. Уверен: научить ребенка делать свой выбор, не бояться ответственности за него, необходимо для формирования полноценной личности.Исторический выбор в XVII веке. Или опыт преодоления глобального кризиса- Какое устойчивое определение дает XVII веку отечественная историография?- «БУНТАШНЫЙ ВЕК».- Что же послужило причиной появления этого названия?- Обилие бунтов и восстаний. – Давайте попробуем сравнить ситуацию, сложившуюся в середине XVII века в России, с обстановкой, сложившейся в то же время в странах Европы.Итак, XVII век. Какие важнейшие события общеевропейской истории мы можем вспомнить?- Идет Тридцатилетняя война.- Действительно, с 1618 по 1648 год в Европе идет Тридцатилетняя война – один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию). Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.- Какие европейские страны XVII века можно отнести к категории великих держав?- Испания, Голландия, Англия, Франция, Германия.- А какие страны сохранят за собой этот статус или приобретут его спустя столетие?- Англия, Франция, Россия.- Давайте же на примере этих трех государств рассмотрим, какова была политико-экономическая ситуация в Европе.Каждой из трех групп, на которые разделена аудитория, предстояло выбрать из числа перемешанных карточек: 1-я группа – те, которые относится к событиям, происходившим во Франции, 2-я группа – в Англии, а 3-я группа – в России. Спустя пару минут группы должны были прикрепить выбранные ими карточки к доске, сгруппировав их по экономическому и политическому критериям.АНГЛИЯ             ФРАНЦИЯ         РОССИЯЭКОНОМИЧЕСКИЕСОБЫТИЯПОЛИТИЧЕСКИЕСОБЫТИЯСПОСОБРЕШЕНИЯПРОБЛЕМНа карточках представлена подборка событий, происходивших в XVII веке в Англии, Франции и России.На доске появилась «картина». – Можно ли сказать, что XVII век был «бунташным» исключительно для России?- Нет. Нельзя. Аналогичные события происходят и в других европейских странах.- Как можно охарактеризовать ситуации, сложившиеся в этих странах?- Как кризисные.- Есть ли общие причины развития кризисных ситуаций в России, Англии и Франции?- Есть: Тридцатилетняя война, другие войны вызвали рост налогового бремени и как следствие народного недовольства. – Можно ли тогда считать, что XVII век становится временем глобального европейского кризиса?- Да.- Почему мы остановили свой выбор именно на этих государствах?- Сохранение статуса «великих» держав Англией и Францией и включение России в число подобных стран позволяет предположить, что их правительства сумели найти способы преодоления кризиса.- Какие же это были способы?В случае с Англией и Францией способы эти были схожими. Используя результат работы групп, отраженный на доске, можно определить их как:- Ограничение власти монархов (абсолютизма) и рост роли сословных представительств.- Можно ли сказать, что Россия пошла по подобному пути? Какие различия в проявлении кризиса, в причинах его нарастания можно увидеть, сравнивая ситуации в трех странах?- В случае с Россией практически полностью отсутствуют политические причины.- Чем можно объяснить подобный феномен?Вопрос может стать началом серьезной дискуссии, поэтому задавать его следует лишь при наличии времени. Иначе задавать его следует лишь в конце урока в качестве задания.- Самодержавный характер власти в России (дававший значительно больший кредит доверия власти в нашей стране, в сравнении со странами Запада); народ «наелся» воли в годы Смуты и сделал уже свой выбор в пользу самодержавия, пойдя на заключение компромисса путем избрания Романовых на престол в 1613 году.- Как же Россия сумела преодолеть свой кризис?После «Соляного бунта» в 1648 году был немедленно созван земский собор, результатом работы которого стало принятие нового свода законов единого централизованного государства – «СОБОРНОГО УЛОЖЕНИЯ». Обратившись непосредственно к источнику, можно попробовать ответить на вопрос о том, какой способ преодоления кризиса избрала Россия.(Работа с фрагментами текста Соборного уложения (гл. I, ст. 1; гл. II, ст. 1; гл. III, ст. 3, 4; гл. XI, ст. 1; гл. XIX, ст. 1, 19; гл. XXII, ст. 13).- Какой же способ преодоления кризиса избрала Россия?- В отличие от Англии и Франции Россия пошла по пути укрепления самодержавия и закрепостила окончательно свое население.Поддается ли этот феномен объяснению? Вспомним 1812 год, когда Наполеон Бонапарт так и не сумел понять, почему народ, которому он, как ему казалось, принес избавление от рабства, ответил на это «избавление» «неблагодарностью» Отечественной войны. И по сей день история нашей страны не перестает удивлять мир подобной «алогичностью».Насколько актуальна сегодня поднятая нами тема?Какой же вывод можно сделать?Среди прочих предложенных выводов закончить можно следующим:- Не бывает универсального, общего, единого для всех выхода из сложных кризисных ситуаций. Поскольку сами ситуации при всем своем внешнем сходстве имеют множество сущностных различий. Но из любой, казалось бы, самой безвыходной ситуации выход есть всегда. А вот универсальных путей выхода пока еще не придумано. Попытки решить все проблемы, пользуясь едиными лекалами, приводят зачастую лишь к усугублению самих проблем. Поэтому надо искать свой выход. Не всегда похожий на другие. Как каждый из нас не похож друг на друга. И не бояться делать свой выбор.Ведь как сказал В.С.Высоцкий:Эй, вы, задние! Делай, как я!Это значит – не надо за мной!Колея эта – только моя.Выбирайтесь СВОЕЙ колеей.Антон АЛЕКСЕЕВ, учитель истории и обществознания, директор школы №1241

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте